Франция / Особенности законодательной власти
Носителем законодательной власти в Пятой республике является парламент, состоящий из двух палат — Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
577 депутатов Национального собрания избираются сроком на 5 лет путём всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Действует одномандатная мажоритарная система в два тура. Каждый депутат проходит от избирательного округа, величина которого по численности избирателей не одинакова — в среднем 100 тысяч человек. Мажоритарная система была введена генералом де Голлем с целью покончить с крайней неустойчивостью правительств в период Четвёртой республики, одной из причин которой была, в частности, пропорциональная система выборов. В 1986 году правительство социалистов, стремясь увеличить представительство небольших партий и групп, восстановило пропорциональную систему, но уже в 1988 году она снова была заменена мажоритарной, которая и сохраняется до сих пор. При выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5 % голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, то есть больше, чем любой другой кандидат, взятый в отдельности.
В Сенат избираются 343 сенатора (с 2011 года — 348) сроком на 9 лет посредством косвенных трёхстепенных выборов, состав Сената обновляется на треть каждые три года (с 2011 года — на половину каждые три года, то есть срок полномочий сенаторов составит 6 лет). Трёхстепенная структура выглядит следующим образом: избирают основную часть коллегии выборщиков (избирательной коллегии), то есть муниципальных советников, последние — делегатов, и затем проводятся выборы сенаторов. В состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов, делегаты муниципальных советов. Голосование проводится по департаментам. В тех департаментах, где избирается три или более членов верхней палаты французского парламента, применяется пропорциональная система, в остальных — двухтуровая мажоритарная.
Двухпалатную структуру (бикамерализм) зачастую оправдывают ссылкой на необходимость обеспечить действия системы сдержек внутри парламента. Согласно конституции, законопроект считается принятым, если он одобрен обеими палатами в идентичной редакции. В противном случае, если примирительная процедура не даст результатов и не последует согласия палат между собой, законопроект считается отклонённым.
Вместе с тем нижняя палата играет преимущественную роль по сравнению с Сенатом: при наличии разногласий между палатами правительство может просить Национальное собрание вынести окончательное решение. Кроме того, именно Национальному собранию принадлежит решающее слово при окончательном утверждении бюджета. Только Национальное собрание может принять резолюцию порицания (отказать в доверии правительству). Считается, что преимущество нижней палаты не противоречит демократическим принципам, так как именно нижняя палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает и порядок её формирования.
Парламент работает в сессионном порядке, ежегодно проводятся две сессии. Решение о вопросе созыва чрезвычайной сессии закреплено за президентом. Французский парламент остаётся формально единственным законодательным органом страны. Это означает, что среди всех государственных органов только ему, в соответствии с особой процедурой, установленной конституцией, принадлежит право принимать законы республики. Вместе с тем существует два весьма существенных исключения. Во-первых, Президент Республики по предложению правительства (или совместному положению палат) может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти или предусматривающий ратификацию международного договора при условии, что он не противоречит конституции.
Второе (не менее существенное) ограничение законодательных полномочий парламента установлено ст. 34 конституции. Данная статья определяет вопросы, регулируемые законодательными органами. Это гражданство и пользование правами и свободами, право и дееспособность, уголовное наказание и судопроизводство, налоги и денежная эмиссия, разрешение объявления войны, продление на срок более 12 дней осадного положения, предоставление полномочий на ратификацию наиболее важных международных договоров. Кроме того, законом устанавливаются общие принципы организации обороны, местного самоуправления, национального образования, режим собственности и прав собственности, гражданских и торговых обязательств, социального обеспечения, трудовых и профсоюзных прав.
На стадии, предшествующей промульгации закона, Президент Республики, премьер-министр, председатели палат или группа из 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет. Последний должен в течение 30 дней высказать своё суждение о предоставленном тексте. Акт, признанный антиконституционным, не подлежит введению в действие. Если же речь идёт о законе, уполномочивающем на ратификацию международного договора, то при констатации противоречия Основному закону ратификация становится невозможной, кроме случая пересмотра самого Основного закона. Такой порядок должен защищать закон от попытки его изменения неконституционным способом.
К числу традиционных важнейших функций парламента относятся: установление государственных доходов и расходов, принятие государственного бюджета и утверждение отчёта о его исполнении. Финансовые законопроекты подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством. Другая важная функция парламента — контроль за деятельностью правительства. В этой области Пятая республика обладает целым рядом новшеств. Парламентарии сохранили за собой право устных и письменных вопросов, адресуемых премьер-министру или членам правительства. Однако самой важной и значимой формой контроля остаётся институт парламентской ответственности. Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых весомых нововведений заключается в том, что возможность постановки вопроса о доверии правительству может исходить от самого правительства.
Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской конституции 1958 года, а также в Избирательном кодексе, ряде законов, декретов правительства и циркуляров, издаваемых министрами (в том числе премьер-министром). Согласно Основному закону, выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Таким образом, право голоса предоставлено всем французским гражданам, достигшим 18-летнего возраста и проживающим на месте не менее 6 месяцев. Депутатом Национального собрания, муниципального и генерального совета может быть каждый гражданин, достигший 23 лет, а сенатором — гражданин не моложе 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики, в то время как участвовать в голосовании на местах могут и лица, не являющиеся гражданами Франции, но постоянно проживающие в стране.
В связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 года гражданства Европейского союза предусматривается, что граждане ЕС, находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент, при этом они также могут участвовать в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан: недееспособных, лиц, отбывающих наказание по приговору суда, злостных банкротов и др. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке. Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций (префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих).
Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-либо должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закреплённая в конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путём реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.
Судьёй по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб.
На законодательном уровне также регулируется порядок проведения избирательной кампании. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов, хотя прецедентов пока не было. Так, например, по законам от 22 декабря 1990 года и 19 января 1995 года о финансировании партий и избирательных кампаний, политические партии и комитеты в поддержку различных кандидатов должны публиковать данные о расходах на избирательную кампанию (они должны быть сбалансированными), особенно связанных с политическими выступлениями в СМИ. Они обязаны в течение одного года до выборов не выходить за рамки определённого бюджетного лимита. За четыре месяца до начала официальной кампании запрещено размещать предвыборные афиши на коммерческих рекламных щитах.
В отношении финансирования политических партий были также приняты ограничительные меры. Прежде всего жёстко установлены потолки по финансовым средствам и обязательная декларация взносов, перечисленных предприятиями, промышленными объединениями и частными лицами. Далее, предприятиям строго запрещено оказывать партиям финансовую помощь. Компенсация части расходов на избирательную кампанию из государственного бюджета зависит от результатов выборов.
Прямым всеобщим голосованием по спискам в масштабе всей страны избираются в Европейский парламент 78 депутатов от Франции сроком на пять лет. Необходимо отметить, что законом от 5 апреля 2000 года запрещено совмещение мандатов депутата или сенатора с мандатом депутата Европарламента от Франции. В соответствии с договором о Европейском союзе проживающие во Франции выходцы из стран — членов ЕС могут голосовать за один из списков кандидатов от Франции. При выборах в Европейский парламент применяется пропорциональная система выборов (блокирование списков, панаширование и преференциальное голосование запрещены). Каждый список должен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. При выборах в Европарламент вся страна образует единый избирательный округ, и, следовательно, каждый список должен включать количество кандидатов в соответствии с числом мест, подлежащих замещению по квоте, предоставленной Франции. Выборы в Европейский парламент 2004 года вошли в историю в связи с рекордным процентом неявки (57,5 %) и по количеству голосов, которые набрала Социалистическая партия, — 29,2 %.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание 1983 года. Сохранность хорошая. В книге популярно и то же время строго ...
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...