Франция / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством, которое возглавляет премьер-министр.
Президент Республики наделён обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами. Наиболее существенные права президента включают: назначение премьер-министра, досрочный роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат). Президент является верховным главнокомандующим, председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну на международной арене, ведёт переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их. Президент Республики вправе по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 конституции, предусматривающий использование чрезвычайных полномочий, запросив перед этим мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета (в настоящее время во Франции все чаще звучат призывы к отмене данного механизма, который несколько раз использовал только генерал де Голль). Президент Республики обладает многочисленными иными полномочиями, имеющими существенное значение, но осуществляет их совместно с другими государственными органами.
Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти: он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Президенту принадлежит право помилования. Более того, президент является гарантом судебной власти.
Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым голосованием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.
Президент избирается прямым всеобщим голосованием по одномандатной (униноминальной) мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет с правом переизбрания. В соответствии с этой системой, избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, получивший свыше 50 % голосов избирателей, участвовавших в голосовании, при условии явки на выборы не менее 25 % избирателей получает президентский мандат. В случае необходимости проведения второго тура выборов баллотируются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает президентский пост.
Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остаётся высшим органом управления, намечая и осуществляя меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач.
Правительство является главным финансовым распорядителем, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооружённые силы. Данные полномочия перечислены в ст. 20 конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства. Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров Республики. Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства под руководством премьер-министра.
Сложность состоит в том, что в ряде случаев Основной закон не проводит чёткого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином «правительство». Так, конституция (ст. 49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при этом Президента Республики, не несущего парламентской ответственности. В то же время премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров. В данном же случае участие президента является необходимым условием, так как Совет министров собирается только под его председательством.
Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост: Президент Республики назначает премьер-министра и, по его представлению, других членов правительства. Однако, поскольку существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.
Конституция 1958 года года отмечает особое положение премьер-министра среди других министров: он руководит деятельностью правительства, несёт ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначения на которые производит президент.
Во Франции не существует фиксированного в конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...