Франция / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Во Франции конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.
Политический строй, утвердившийся в стране в 1958 году и положивший начало существованию Пятой республики, привёл к появлению новой формы правления, которая сочетает в себе элементы, характерные и для президентской, и для парламентской республик. Эту форму называют смешанной, а также полупрезидентской республикой или «рационализированным» парламентаризмом.
Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несёт политической, то есть парламентарной ответственности. Специфика положения президента во Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он участвует в функционировании каждой из ветвей власти. Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом.
Судебная власть во Франции должна оставаться независимой с тем, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле конституции 1946 года и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 года осуществляет высший орган административной юстиции — Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента, премьер-министра и министров.
Что касается парламента, то создатели конституции 1958 года сделали всё возможное для того, чтобы, не посягая на основные функции парламента, исключить его преобладание в системе государственных органов, как это было при Третьей и Четвёртой республиках. Это достаточно чётко прослеживается и в организации работы, и в порядке осуществления законодательным органом его полномочий. Проверку на соответствие конституции законопроектов, вотированных парламентом, осуществляет Конституционный совет Французской Республики.
Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой республики и стала действенным ответом на политический кризис, порождённый, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей.
Своеобразие правового статуса президента вызвано не просто стремлением укрепить президентскую власть. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость исполнительной власти, порождавшую политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.
Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает сравнительно широкое использование референдума на общенациональном и местном уровнях. Основания и условия проведения общенационального референдума определяются в основном законе страны. Так, необходимость проведения референдума вытекает из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение статуса той или иной территории — обмен, присоединение — не может быть действительным без согласия заинтересованного населения. Практически во всех случаях решение о проведении референдума принимается главой государства. Референдум проводится на основе текста, предлагаемого правительством. Конституционная реформа, осуществлённая в 1995 года, предусмотрела возможность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, парламентом. Тем не менее окончательное решение остаётся за главой государства.
В соответствии с новой редакцией ст. И конституции президент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разрешающие ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства. Контроль над правильностью проведения референдума отнесён к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 году были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания президента, Конституционный совет признал себя некомпетентным выносить решение по итогам референдума, посчитав, что он не может своим решением ревизовать общенародное волеизъявление.
Принцип разделения властей в условиях смешанной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие. Опыт Пятой республики подтвердил, что данная форма правления в состоянии эволюционировать и остаётся весьма эффективной даже при радикальной смене политической конъюнктуры. Мнение ряда экспертов о том, что французская модель организации власти недееспособна и не может эффективно способствовать преодолению кризисных явлений, опровергает сам опыт конструирования и функционирования французского государственного механизма.
С 2002 года президент, как и парламент, избирается не на 7, а на 5 лет. Проект соответствующего закона получил одобрение в Национальном собрании и Сенате и был вынесен на референдум, где 73 % принявших участие в голосовании поддержали президентскую инициативу. Ряд экспертов считает, что это приведёт к эволюции режима в сторону парламентаризма, усилению роли Национального собрания, увеличению политической ответственности президента, вынужденного чаще отчитываться перед избирателями, а также к сокращению до 5 лет срока действия всех прочих выборных мандатов. Деятели же правого политического спектра, напротив, полагают, что реформа приведёт к укреплению власти президента, так как в случае, если сроки проведения парламентской и президентской избирательных кампаний совпадут, то возможность «сожительства» будет сильно ограничена.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...