Франция / Конституционные основы, характеристика формы правления
За годы, прошедшие с падения Бастилии в 1789 году, в стране было принято 16 конституций. Ныне действующая конституция 1958 года (17-я конституция со времени Декларации 1789 года) оформила создание во Франции Пятой республики.
Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведённом 28 сентября 1958 года на территории самой Франции и в её заморских департаментах, и вступила в силу 4 октября 1958 года. Основной закон Франции состоит из трёх документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 года, принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года, принятой во время подъёма демократического движения после Второй мировой войны; конституции 1958 года, в которой есть ссылки на ряд международных актов, в которых участвует Франция (в их числе — договор «О Европейском союзе» 1992 года), в связи с чем некоторые французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 года невелика по объёму. Наряду с краткой преамбулой, в ней содержатся 93 статьи, объединённые в 15 разделов (разд. 13 «О сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 году).
Конституция 1958 года не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях) и о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 года (о собственности, о равном налогообложении с учётом состояния граждан); некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 года. В Декларации 1789 года и в преамбуле конституции 1946 года перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (свобода слова, презумпция невиновности, равенство перед законом, право на образование, здравоохранение и др.).
Конституция 1958 года в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило своё существование уже в 1960-х годах, а юридически было ликвидировано конституционной реформой в 1995 году). Конституция 1958 года подтвердила девиз республики времён первой революции конца XVIII века: «Свобода, Равенство, Братство»; она провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX веке); определила основные условия создания политических партий и их роль; провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности.
Главная черта конституции 1958 года — концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства — одно из проявлений конституционно закреплённой авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 года, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы президента прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков. Президент избирается на 5 лет (на общенациональном референдуме 24 сентября 2002 года было принято решение о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет). Президент назначает премьер-министра и отдельных министров, председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента — Национальное собрание — и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.
Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 конституции, «определяет и ведёт политику нации». В состав правительства входят премьер-министр, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В конституции специально обозначены полномочия премьер-министра: в сфере его ведения находятся национальная оборона, исполнение законов, нормотворческая деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.
Законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Основной функцией парламента является принятие законов, однако данная функция существенно ограничена конституцией, точно определяющей круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включённых в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены также в финансовой сфере: Конституция устанавливает определённый срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Вместе с тем парламент обладает правом контроля над деятельностью правительства.
В каждой палате парламента существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвёртой республик, в настоящее время значительно ограничены.
Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая — в апреле, при этом не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.
Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удаётся достичь согласия по тексту или текст с внесёнными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигнуто, кабинет министров имеет право обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.
Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение конституции. Конституционному совету посвящён раздел VII конституции Франции, а также принятый ордонансом председателя Совета министров от 7 ноября 1958 года закон «О Конституционном совете».
Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который даёт заключение о том, соответствуют ли они конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов. Конституционный совет состоит из девяти членов, трое из которых назначаются Президентом Республики, трое — председателем Национального собрания, трое — председателем Сената (ст. 56 конституции).
Особенностью Конституционного совета является то, что в него пожизненно входят все бывшие президенты Французской Республики. К пожизненным членам неприменимы положения об отставке, о замене в случае выполнения несовместимых с членством функций, при вступлении в должность они не произносят присягу.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В ...