Франция / Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)

В 1995 году подходил к концу срок полномочий президента Миттерана. После упорной борьбы в руководстве Социалистической партии её кандидатом на предстоящих президентских выборах стал Лионель Жоспен, занимавший в 1981–1988 годах пост первого секретаря ФСП. По существу отказавшись от конкретных постулатов партийной доктрины ФСП, Жоспен предложил избирателям расплывчатую идею «левого реализма» (борьба с безработицей, сокращение рабочего дня и продолжение процесса интеграции Европы). ОПР поначалу оказалось расколотым: наряду с Шираком свою кандидатуру выдвинул премьер-министр Балладюр, не получивший необходимой поддержки в первом туре.

В результате во втором туре Ширак сумел победить Жоспена и был избран президентом Франции с 52,6 % голосов. Избрание Ширака на должность президента положило конец второму периоду «сожительства» и привело на ближайшие два года к правлению правого президента и правого . премьер-министра в лице Жака Ширака и Алена Жюппе (1995–1997 годы). Однако недовольство деятельностью президента и премьер-министра росло, поэтому Ширак решил распустить избранное в 1993 году Национальное собрание, в котором правые имели прочное большинство, и назначил досрочные выборы в надежде, что правым удастся сохранить преимущество. Но результаты выборов полностью опровергли ожидания президента, и он был вынужден назначить премьер-министром лидера победившей на выборах коалиции левых Лионеля Жоспена. Так началось третье «сожительство», продолжавшееся 5 лет (1997–2002 годы). Большинство министров сформированного Жоспеном правительства принадлежало к послевоенному поколению политических лидеров Социалистической партии, при этом все они были сторонниками интегрированной Европы и умеренных социальных реформ.

В результате президентских и парламентских выборов, состоявшихся в 2002 году, президенту удалось избежать четвёртого по счету опыта «сожительства». Несмотря на то что во втором туре президентских выборов 5 мая 2002 года Ширак был переизбран на пост президента Франции с 82,21 % голосов, подобным впечатляющим успехом он обязан не столько своей популярности, сколько своему противнику во втором туре — Жан-Мари Ле Пену, лидеру крайне правых, неожиданно победившему кандидата от левых в первом туре. Осознавая вполне реальную угрозу победы Ле Пена, большинство избирателей, включая левых, вынуждены были отдать свои голоса Шираку. В итоге правые победили на парламентских выборах с существенным перевесом, получив, таким образом, согласие электората на проведение обещанных президентом реформ.

Их осуществлением занялось новое правительство Жан-Пьера Раффарена (май 2002 года — май 2005 года). Среди основных реформ 2002–2003 годов были реформа управления, пенсионная реформа, смягчение закона о 35-часовой рабочей неделе, реформы в области безопасности и снижения налогов.

В конце июля 2002 года министр внутренних дел Николя Саркози выступил с законопроектом по безопасности, который вызвал достаточно противоречивую реакцию у парламентариев, причём левые назвали этот закон «войной против бедных», обосновывая это заявление тем, что закон направлен только против «преступности из низов». Однако в обществе предложения Саркози встретили с интересом, что существенно повысило популярность главы МВД. В октябре 2002 года премьер-министр Раффарен выдвинул проект конституционного закона о децентрализации Франции, вызвавший бурную критику в СМИ. В законопроекте были определены четыре основных направления реформы: 1) децентрализованная организация Франции; 2) расширение полномочий административно-территориальных образований; 3) введение принципов прямой демократии; 4) изменение статуса административно-территориальных заморских образований.

В феврале 2003 года Национальное собрание проголосовало за принятие закона о безопасности, тогда же в ходе своего выступления премьер-министр определил основные задачи реформы местного управления: передать регионам компетенции планирования на местном уровне, департаментам — программы по поддержанию неимущего населения и управление инфраструктурами негосударственного значения, коммунам — право конкретных действий на местах. 17 марта 2003 года Национальное собрание и Сенат приняли конституционный закон, изменив тем самым первую статью конституции. В этом законе также определены условия действия так называемого права на эксперимент, когда административно-территориальные образования могут отступить от правил, определяющих осуществление их компетенций. В конституционном законе от 28 марта 2003 года, также являющемся частью реформы по децентрализации, предусмотрена возможность для административно-территориальных образований передать на рассмотрение референдума решения, относящиеся только к их компетенции. В апреле и мае 2004 года в рамках тех же преобразований было предложено два законопроекта: 1) законопроект об ответственности административно-территориальных образований, определяющий передачу полномочий государства территориальным образованиям; 2) законопроект о финансовой независимости местных образований, в котором определена передача некоторых финансовых и административных ресурсов административно-территориальным образованиям (налогообложение).

Также весной 2003 года правительство Раффарена стало разрабатывать проведение ещё одной реформы — пенсионной. В конце июля 2003 года пенсионная реформа была окончательно одобрена парламентом. Согласно ей, на два с половиной года увеличивается трудовой стаж, необходимый для получения полноценной пенсии, кроме того, изменяется сам порядок исчисления пенсий. Разработанный правым правительством Франции план пенсионной реформы вызвал ожесточённую критику левых партий и профсоюзов, так как её проведение в жизнь может привести к тому, что для получения в будущем полной пенсии новому поколению придётся начинать трудовую деятельность чуть ли не с 15 лет. Проведение подобной реформы объясняется тем, что, дав предвыборное обещание уменьшить подоходный налог, президент Жак Ширак вместе с новым правительством вынужден искать альтернативные источники налоговых поступлений, и одной из первых жертв стали пенсионные фонды. Проведение пенсионной реформы вызвало недовольство французского населения и привело к организации массовых забастовок. Экономическая ситуация при новом правительстве также пребывала в достаточно шатком состоянии, наблюдался небывалый для Франции рост безработицы.

30 марта 2004 года Жан-Пьер Раффарен представил на рассмотрение президента Французской республики прошение об отставке правительства. Президент принял отставку премьер-министра и правительства, однако снова назначил Жана-Пьера Раффарена на пост премьер-министра и поручил ему сформировать новое правительство. Перестановки в новом французском правительстве оказались незначительными, ключевые министры просто поменялись портфелями. В мае 2005 года президент все же принял отставку премьер-министра Раффарена и всего состава правительства. Отставка Раффарена была предрешена, когда правительство потерпело крупное поражение на референдуме по Европейской конституции, проект которой активно поддерживал лично Ширак. Новым премьером Франции 31 мая 2005 года был назначен Доминик де Вильпен, ближайший соратник Ширака и его доверенное лицо, занимавший ранее посты министра иностранных и внутренних дел. Николя Саркози наряду с функциями министра внутренних дел принял обязанности главы партии «Союз за народное единство».

Осенью 2005 года во Франции произошли крупные беспорядки, поводом к которым стала гибель от удара электрическим током в трансформаторной подстанции двух скрывавшихся от полиции подростков из семей иммигрантов. Беспорядки начались в парижских пригородах и быстро распространились на другие регионы страны, полиция арестовала более 3 000 активных участников волнений. Среди причин беспорядков называют высокую безработицу в иммигрантской среде и в целом во французском обществе, дискриминацию и связанные с ней различия в возможностях для различных групп населения. В 2006 года волна недовольства политикой властей усилилась ввиду появления закона об упрощении для работодателей процедуры увольнения молодых сотрудников. Ширак, рейтинг которого и без влияния данного закона заметно снижался, вынужден был отменить его.

Ведущие политические партии, руководствуясь требованиями обновления и перемен со стороны французского общества, предложили кандидатуры Сеголен Руаяль (Социалистическая партия) и Николя Саркози («Союз за народное единство»). Несмотря на то что Руаяль стала первой женщиной в истории Франции, прошедшей во второй тур президентских выборов, Саркози одержал уверенную победу, предложив избирателям более структурированную и чёткую программу действий на срок своего президентского мандата. Социалисты безуспешно пытались создать у избирателей образ Саркози как проамериканского неоконсерватора и тем самым вызвать антипатию не столько к «Союзу за народное движение», сколько к нему лично. Однако сам Саркози уделил особое внимание борьбе с безработицей, снижению налогов, улучшению работы государственных структур, ужесточению иммиграционного процедур, а также уголовного законодательства.

После избрания Саркози несколько ослабил свою проамериканскую риторику. В 2007 году Франция вновь сталкивалась с проблемой уличных беспорядков, менее масштабных, нежели в 2005 году, однако отражающих накал социальной обстановки в стране. Этот рецидив дополняет вызовы, с которыми сталкивается Франция в XXI веке: безработица, структурные проблемы национальной экономики, связанные с интеграцией в ЕС, ослабление традиционных ценностей — таких, как семья и институт брака.

Саркози уделяет большое внимание внешней политике: активно участвует в работе «Большой восьмёрки», ближневосточном мирном процессе. Саркози сыграл заметную роль в освобождении политика Ингрид Бетанкур, пленённой колумбийскими боевиками из движения ФАРК, а также шести болгарских медсестёр, находившихся в заключении в Ливии, внёс вклад в мирное урегулирование конфликта в Южной Осетии в 2008 году Саркози принял решение о возвращении Франции в военные структуры НАТО в 2009 году. План Саркози по развитию сотрудничества с североафриканскими и ближневосточными соседями единой Европы получил широкую поддержку среди других лидеров Евросоюза. Кроме того, Николя Саркози уделяет существенное внимание проблеме глобального потепления. Кандидатура французского социалиста Доминика Стросс-Кана на пост директора-распорядителя МВФ получила одобрение мирового сообщества во многом благодаря поддержке Саркози. В ходе мирового финансового кризиса Саркози стал одним из наиболее заметных и инициативных лидеров ведущих держав.


←   Назад  |   Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)   |   Вперёд   →



 

Пакистан. Географический очерк / Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом доминионе — Пакистане. В ней даётся описание природных условий страны, её физико-географических особен­ностей и других элементов окружающей среды, а также гово­рится о ресурсах и потенциальных возможностях Пакистана и о трудностяПакистан. Географический очерк
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...
Идущие к вершинам / Книгу составили ранее издававшиеся историко-биографическая повесть «Идущие к вершинам», рассказывающая о жизни и деятельности выдающегося исследователя-географа Чокана Валиханова, о нравах и обычаях народностей и племён, населявших в XIX веке Среднюю Азию, о вкладе русских учёных в её освоение,- а тИдущие к вершинам
Книгу составили ранее издававшиеся историко-биографическая повесть «Идущие к ...
Конкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков / Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америке, о жизни и деятельности предводителей испанских конкистадоров Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков — коренных жителей Центральной и Южной АКонкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...