Армения / Армения на рубеже XX и XXI веков
В марте 1991 года руководство Армении отказалось от проведения на её территории общесоюзного референдума по вопросу сохранения СССР и его обновлению. Ещё до событий 19-21 августа 1991 году в Москве в Армении началась национализация собственности республиканской компартии, а 7 сентября было принято решение съезда компартии Армении о самороспуске. 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум, в ходе которого 94, 39 % избирателей, принявших участие в голосовании, высказались за независимость. 23 сентября 1991 года Армения провозгласила независимость, а 25 сентября Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении. В октябре того же года высший законодательный орган Армении избрал своего председателя Л. Тер-Петросяна первым президентом страны.
Уже в декабре 1991 года независимость Армении была признана США, а в 1992 году Армения стала членом ООН. Международное признание происходило на фоне резкого ухудшения отношений с Азербайджаном, который начал блокаду Армении, и продолжения военных действий в Нагорном Карабахе.
5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке три стороны конфликта в Нагорном Карабахе — Азербайджан, власти самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики и Армения — подписали протокол, на основании которого 12 мая была достигнута договорённость о прекращении огня. В зоне конфликта установилось перемирие.
5 июля 1995 года состоялись первые в постсоветской Армении парламентские выборы (второй тур выборов состоялся 29 июля 1995 года). Блок «Республика» во главе с АОД, поддерживаемый президентом Л. Тер-Петросяном, получил большинство в парламенте. К выборам не была допущена Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» по причине приостановки в декабре 1994 года её деятельности, а также ещё 8 партий; в связи с этим итоги выборов был подвергнуты сомнению многими международными обозревателями, указавшими на факты грубых нарушений. 5 июля 1995 года параллельно с парламентскими выборами был проведён конституционный референдум. Более 64 % избирателей поддержали проект новой конституции, которая заменила конституцию советского периода и предусматривала сильную президентскую систему правления. В 1995 году началась кампания по приватизации и экономическая либерализация. По экономическим соображениям Армения была вынуждена возобновить эксплуатацию Мецаморской (Армянской) АЭС, закрытой после разрушительного землетрясения 1988 года и обеспечивающей генерацию трети потребляемой в стране электроэнергии.
Осенью 1996 года Тер-Петросян был переизбран на пост президента, получив на выборах поддержку 51,75 % проголосовавших; его ближайший соперник на выборах бывший премьер-министр В. Манукян, поддержанный Национальным демократическим союзом Армении, получил 41,29 % голосов.
Оппозиция вывела сторонников на улицы Еревана и пыталась оспорить результаты выборов. Власти страны ответили вводом войск в столицу и многочисленными арестами активистов оппозиции, включая и В. Манукяна, которые были амнистированы в середине 1997 года.
Осенью 1996 года и в начале 1997 года на фоне политической нестабильности ухудшилось социально-экономическое положение в стране. В этих условиях 20 марта 1997 года президент самопровозглашённой Республики Нагорный Карабах Роберт Кочарян был назначен премьер-министром Армении. 3 февраля 1998 года состоялась добровольная отставка (фактически под давлением военных) Тер-Петросяна с поста президента, а также добровольное сложение своих полномочий председателем парламента Б. Арарктсяном, который по конституции имел право занять пост президента до проведения новых выборов. В результате Р. Кочарян стал действующим президентом. 30 марта 1998 года он был избран на этот пост, получив поддержку более 60 % избирателей, участвовавших в выборах. На парламентских выборах в мае 1999 года победу одержал блок «Единство», главными силами которого были Республиканская партия во главе с министром обороны В. Саркисяном и Народная партия во главе с бывшим лидером Армянской ССР К. Демирчяном.
В конце октября 1999 года произошла резкая дестабилизация обстановки в стране в связи с захватом группой вооружённых лиц парламента и расстрелом в нем премьер-министра В. Саркисяна, спикера парламента Демирчяна и шести других ведущих политиков Армении. Оппозиция некоторое время обвиняла президента Кочаряна в том, что именно он стоял за расстрелом этих авторитетных политиков, которые могли составить ему серьёзную конкуренцию.
С начала 2000 года наметилась тенденция упрочения режима авторитарной власти президента Р. Кочаряна, что выразилось в издании им с превышением своих полномочий нескольких указов о назначении на высшие должности в вооружённых силах Армении ветеранов войны в Карабахе. В ответ парламент предпринял неудачную попытку начать процедуру импичмента президента. Новым премьер-министром страны стал А. Маркарян.
В марте 2003 года Р. Кочарян был переизбран президентом страны на очередной пятилетний срок. Международные наблюдатели зафиксировали значительные нарушения в ходе голосования. В этом же году на референдуме были отвергнуты поправки к конституции, предусматривающие изменение полномочий парламента. В апреле 2004 года состоялись многотысячные демонстрации против президента Кочаряна, которого оппозиция обвиняла в авторитаризме. При разгоне демонстраций была применена «избыточная» (по оценкам иностранных наблюдателей) сила. В ноябре 2005 года на референдуме были приняты поправки к конституции, предусматривающие повышение роли парламента и ограничение президентских полномочий. Оппозиция объявила результаты сфабрикованными.
В феврале 2008 года президентом Армении был избран Серж Саргсян (до выборов занимавший пост премьер-министра Армении). Он получил в первом туре 52,82 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. После выборов начались протестные выступления оппозиции, возглавляемой бывшим президентом страны Л. Тер-Петросяном, которые 1 марта вылились в массовые беспорядки, в ходе которых погибли 8 и были ранены 265 человек. В апреле новый президент Армении Саргсян официально занял пост главы государства. Одной из важнейших своих задач президент Саргсян считает консолидацию нации.
← Назад | Армения на рубеже XX и XXI веков | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Армении в 1975–2000 годах
- Язык
- Армения в древности
- Армения в Средние века
- Армения в составе Российской империи
- Армения в составе Советского Союза
- Армения на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты.
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Армении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Армении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Вопросы происхождения человека, его положения и роль в природе, взаимосвязь с ...
В книге раскрывается картина русских полярных исследований: от арктических ...