Финляндия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Согласно ст. 3 конституции, законодательная власть осуществляется парламентом (Эдускунтой), который также принимает решения,, затрагивающие государственные финансы. Исполнительная власть осуществляется президентом республики, а также Государственным советом, члены которого должны пользоваться доверием Эдускунты. Судебная власть осуществляется независимыми судами во главе с их высшими инстанциями — Верховным судом и Верховным административным судом.
У правительства есть право законодательной инициативы (ст. 70): «положение о рассмотрении проекта закона возбуждается в Эдускунте путем внесения правительственного законопроекта или путём законодательного предложения члена Эдускунты».
Согласно ст. 26, «президент Республики в период созыва Эдускунты имеет право по мотивированному предложению премьер-министра и после заслушивания мнений партийных фракций распустить Эдускунту и назначить проведение досрочных выборов. После этого Эдускунта принимает решение о времени завершения своей работы, прежде чем будут проведены выборы».
Отставка Государственного совета и министров осуществляется согласно ст. 64: «президент республики отправляет в отставку Государственный совет и министров по их заявлению. Президент может также отправить в отставку министра по инициативе премьер-министра. Президент должен отправить в отставку Государственный совет или отдельного министра, если Государственный совет или министр не пользуется более доверием Эдускунты».
Контроль за соблюдением законности в действиях президента и Государственного совета осуществляет канцлер юстиции.
Согласно конституции, Эдускунта не может вынести вотум недоверия президенту. Вместе с тем ст. 113 конституции предусматривает, что если канцлер юстиции, омбудсмен (юридический уполномоченный парламента) или Государственный совет усматривают в действиях президента факт измены родине или состав преступления против человечества, они должны сообщить об этом парламенту, который тремя четвертями голосов может принять решение о возбуждении против главы государства дела в Государственном суде.
Президент рассматривает законопроекты, поступающие к нему из правительства, а принятый парламентом закон должен направляться на утверждение президента. К совместному ведению президента и Государственного совета относится и внешняя политика, однако ратификация и денонсация международных соглашений относится к компетенции Эдускунты. Решения по вопросам войны и мира президент принимает с согласия Эдускунты.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Финляндии в 1975–2005 годах
- Язык
- Период до возникновения независимой финской государственности
- Финляндия в первые десятилетия независимости
- Финляндия во Второй мировой войне
- Финляндия в годы холодной войны
- Финляндия в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1956–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Эдускунте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Финляндии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Финляндии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...