Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Украина / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Украина (Украинская ССР) в 1945 году вошла (наряду с СССР и Белорусской ССР) в число членов-учредителей ООН. Украина состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.), а также ОБСЕ (с 1992 года), ВТО (с 2008 г.), СЕ (с 1995 года), ОЧЭС, ГУАМ, Интерпол и многих др. международных организациях. Украина — член СНГ (с 1991 года). Отношения с НАТО регулируются «Хартией об особом партнёрстве между Украиной и НАТО» (2000 год).

Достижение независимости создало условия для активной внешнеполитической деятельности Украины на качественно новых принципах самостоятельности, открытости и суверенного равенства государств в международных отношениях. Эти принципы реализуются в конкретных внешнеполитических курсах Украины, основными из которых являются: 1) развитие двусторонних межгосударственных отношений; 2) участие в общеевропейском процессе и европейской интеграции; 3) многосторонняя дипломатия.

В сфере двусторонних отношений приоритетными являются отношения с соседними странами и активизация сотрудничества со стратегическими партнёрами и наиболее влиятельными государствами мира. Украиной заключено около 20 соглашений о стратегическом партнёрстве, в том числе с Российской Федерацией, США, Польшей, Индией.

Важное место во внешнеполитической деятельности республики занимают проблемы сотрудничества с ЕС. Вступив первой из стран СНГ в Совет Европы, Украина взяла курс на политическое и институциональное сближение с ЕС, постепенное продвижение к вступлению в Евросоюз. Однако этот процесс из-за трудностей экономического реформирования и сбоев в институциональном строительстве на Украине явно затягивается.

«Европейский вектор» внешней политики включает также углубление отношений с НАТО: Киев рассматривает эту военно-политическую организацию как основной элемент системы европейской безопасности и стабильности. Отношения Украины и НАТО развиваются в двустороннем формате с 1997 года и в соответствии с обновлённой в 2000 году «Хартией об особом партнёрстве», а также на многосторонней основе в рамках «Партнёрства ради мира». На государственном уровне политическим руководством Украины принят ряд решений, направленных на практическую подготовку страны к вступлению в НАТО. Однако в украинском обществе продолжаются дискуссии по этому вопросу, мероприятия НАТО на территории Украины вызывают массовые акции протеста, которые нередко сопровождаются уличными столкновениями сторонников и противников НАТО и сил охраны порядка.

В рамках многосторонней дипломатии выделяются такие направления внешнеполитической деятельности Украины, как участие в деятельности международных и региональных организаций (в частности, ГУАМ, Организация экономического сотрудничества Черноморских стран), деятельность в сфере разоружения, в том числе ядерного (присоединение к ДНЯО), участие в миротворческих организациях. В частности, украинский батальон включён в состав миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии, а инженерное подразделение украинских ВС участвовало в многонациональной коалиции в Ираке.

Основу международно-правового регулирования межгосударственных отношений России и Украины составляют: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998–2007 годы от 27 февраля 1998 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27 января 1995 года (с изменениями от 30 октября 1997 года), Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001–2007 годы, подписанная на правительственном уровне 12 февраля 2001 года, а также три Соглашения по Черноморскому флоту от 28 мая 1997 года, в том числе по аренде военных баз в Крыму сроком на 20 лет.

Несмотря на стратегический характер сотрудничества с Россией, в первую очередь в экономической сфере, общая неустойчивость политической ситуации в стране на протяжении всего постсоветского периода определяет зигзаги во внешнеполитическом курсе Киева в отношении Москвы. Напряжение провоцируется и действиями националистических сил в России, высказывающих претензии на Севастополь или даже весь Крым. Усиление позиций левых и ослабление позиций президентской власти, характерное для периода президентства Л. Кучмы, вызвало ситуационное сближение позиций с РФ, тогда как перевес правых и правоцентристских сил на Украине ведёт, как правило, к росту прозападных и проамериканских тенденций во внешней политике, к призывам форсировать процесс евроинтеграции и вступления в НАТО.

Между Украиной и РФ подписано более 160 межгосударственных, межправительственных и около 210 межведомственных договоров, соглашений и протоколов.

Подписание главами государств в 2003 году Договора о российско-украинской государственной границе и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива дало существенный импульс решению пограничных вопросов с Украиной, в частности в области Азово-Керченского урегулирования, налаживанию разностороннего сотрудничества в данной акватории.

Значительное развитие получило экономическое сотрудничество. Внешнеторговый оборот двух стран в 2008 году составил 39,787 миллиарда долларов США. Развивается взаимодействие деловых кругов двух стран.

Масштаб военно-технического сотрудничества между двумя странами отстаёт от возможностей их ВПК. Важным шагом стало подписание в 2003 году межправительственного Соглашения о взаимодействии и осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны. Однако в случае решения об интеграции Украины в НАТО военно-техническое сотрудничество окажется под угрозой.

Вместе с тем в российско-украинских отношениях имеется ряд серьёзных проблем, нерешённость которых снижает уровень стратегического партнёрства Существуют, в частности, концептуальные различия в подходах двух стран к роли НАТО на континенте. На протяжении всего постсоветского периода Украина занимала «особую» позицию в СНГ. Она отказалась в середине 1990-х годов участвовать в системе коллективной безопасности (что связано с провозглашением принципа внеблоковости), не подписала Устав СНГ, отвергла идею полного членства в Экономическом союзе и не подписала документ о создании межгосударственного экономического комитета (исполнительного органа с некоторыми наднациональными полномочиями). В 1990-х годах Украина предпочла наращивание двусторонних отношений со странами СНГ, особенно с теми и по тем вопросам, которые составляли оппозицию России. Это выразилось в создании организации ГУУАМ. После выхода Узбекистана из этого объединения ГУАМ фактически нацелен на противодействие влиянию России в регионе.

Российско-украинские отношения заметно ухудшились после «оранжевой революции». В 2008 году достигла пика информационная война между правящими группами двух стран. «Масла в огонь» подлило использование зенитных комплексов, поставленных Украиной в Грузию, против российских военных самолётов во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

В начале 2006 года конфликт российского «Газпрома» с украинской стороной вылился в «новогодние отключения» поставок российского газа на Украину. В свою очередь Украина подняла плату за транзит и аренду морских баз Черноморского флота. В январе 2008 года правительство Ю. Тимошенко выступило против посреднической компании «Укргазэнерго». Реакцией на намерение правительства Украины убрать с рынка газа посредника и изменить тариф на транспортировку газа стало обострение отношений между Украиной и Россией, что в январе 2009 года привело к новым «новогодним отключениям» газа, а в последующем к заключению долгосрочного соглашения без посредников.

Конфликтный потенциал российско-украинских противоречий не является непреодолимым. Как текущая ситуация, так и долговременные интересы заставляют стороны находить компромиссы.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Происхождение континентов и океанов / Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ознаменовала переворот в геологической науке. Его смелая гипотеза о перемещении континентов имела большое значение для дальнейшего развития геологии. Настоящий перевод, выполненный с последнего немецкого авторизованного изданиПроисхождение континентов и океанов
Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ...
Определитель ювелирных и поделочных камней / Приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных камней. Даны диагностические таблицы минералов. В них включены как традиционные ювелирные и поделочные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, гранаты, топаз, турмалин, кварц и др.), так и новые (скаполит, апатит и др.), аОпределитель ювелирных и поделочных камней
Приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных ...
История русских географических открытий / Настоящая книга имеет своей целью возбудить у читателя интерес к истории русской географической науки и, в частности, к истории русских географических открытий. Предлагаемый сборник состоит из отдельных статей, посвящённых каким-либо географическим открытиям и связанных с именами выдающихся русских История русских географических открытий
Настоящая книга имеет своей целью возбудить у читателя интерес к истории русской ...