Украина / Конституционные основы, характеристика формы правления
Украина является республикой с парламентско-президентской формой правления.
Обретение Украиной независимости, её выход из СССР и самоликвидация союзного центра поставили Украину перед необходимостью уничтожения отживших политических институтов, трансформации централизованной государственной экономики в многоукладную рыночную, национального возрождения, установления равноправных отношений с другими государствами.
Трансформировать доставшуюся от советского периода политическую и социально-экономическую систему Украине приходилось в условиях экономического кризиса, общей криминализации экономики и общества, сохранения старой партийно-государственной номенклатуры на ключевых позициях в политике и экономике.
Разработка конституционных основ Украины осуществлялась в несколько этапов:
I этап. 16 июля 1990 года Верховная Рада приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, в которой был закреплён ряд положений относительно необходимости введения принципа разделения властей. Декларация определила общую стратегию развития государства.
II этап. Конституционная комиссия Верховной Рады представила в январе 1992 года проект конституции, который после обсуждения в парламенте был внесён на всенародное обсуждение (продолжалось с 15 июля по 1 декабря 1992 года).
III этап. Доработанный с учётом обсуждений и предложений проект конституции был одобрен в Верховной Раде 26 октября 1993 года. Однако острое политическое противостояние, связанное с президентскими и парламентскими выборами в 1994 году, привело к тому, что вопрос принятия новой конституции сместился на второй план, отодвинув тем самым процесс конституционных реформ более чем на год.
IV этап. В сентябре 1994 года формируется новый состав Конституционной комиссии. Учитывая отсутствие сбалансированности различных ветвей власти, президент Л. Кучма предложил Верховной Раде принять конституционный договор, который действовал бы до принятия новой конституции и содержал бы конституционные положения о власти и органах местного самоуправления. Однако в условиях противостояния Верховной Рады и президента, стремившегося к созданию сильной исполнительной власти, конституционный договор был подписан лишь 8 июня 1995 года. Будучи компромиссным, этот конституционный закон создавал правовую базу для деятельности органов исполнительной власти. Президент был признан главой государства и руководителем исполнительной власти; он лично назначал состав кабинета министров, премьер-министра и глав администраций областей.
V этап. Подписанный 11 марта 1996 года сопредседателями Конституционной комиссии (президентом и председателем Верховной Рады) проект Основного закона не стал основой политической консолидации. Из-за резкой оппозиции части Верховной Рады конституционный процесс снова зашёл в тупик. После нескольких месяцев противостояния под угрозой реального роспуска Верховной Рады президентом парламент принял 28 июня 1996 года конституцию Украины.
Конституция базируется на достижениях украинского и зарубежного законодательства, учитывает приобретённый исторический опыт и соответствует правовым стандартам европейских стран. Впервые в истории конституционного законодательства Украины в ней подчёркивается, что нормы конституции являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется непосредственно конституцией.
Основной закон Украины регулирует широкий круг общественных отношений: 48 из 161 статьи конституции относятся ко второму разделу «Права, свободы и обязанности гражданина», который аккумулирует содержание таких важных, признанных во всем мире международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Декларация о праве на развитие, Конвенция о правах ребёнка и другие. Это позволило наполнить конституцию новым демократическим содержанием, значительно расширить систему прав и свобод человека и гражданина на Украине, приблизить государство к мировым стандартам в области их защиты.
Со времени принятия до 2004 года в конституцию не вносились какие-либо поправки, хотя законопроектов на данный счёт было представлено немало. Они касались уточнения компетенции Конституционного суда Украины, конституционного закрепления сроков выхода на пенсию, уточнения полномочий Счётной палаты. Данные проекты были отклонены в связи с тем, что затронутые в них вопросы могут получить законодательное решение в ходе обычной нормотворческой деятельности Верховной Рады.
Под влиянием острой политической борьбы в связи с выборами президента Украины 8 ноября 2004 года в конституцию Украины были внесены изменения. Они касаются в основном изложения в новой редакции ст. 76, 78, 81, 85, 87, 89, 93 и 98, относящихся к порядку избрания Верховной Рады, расширению её полномочий; ст. 113–115, регулирующих порядок утверждения премьер-министра в должности и формирования Кабинета министров; ст. 112, регламентирующей передачу президентской власти председателю Верховной Рады в случае досрочного сложения президентом своих полномочий. В ст. 90 уточняются обстоятельства, при которых президент может осуществить роспуск Верховной Рады.
В целом конституционный закон от 8 ноября 2004 года расширяет полномочия Верховной Рады, что находится в русле обещаний всех ветвей власти (ещё задолго до «оранжевой революции») провести конституционную реформу по утверждению в стране парламентско-президентской формы правления, при которой полномочия президента влиять на законотворческий процесс и исполнительную власть будут серьёзно ограничены.
В январе 2007 года попытки президента В. Ющенко провести законы, которые ставят под его контроль правительство, были заблокированы в Раде.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала на Украине в 1975–2000 годах
- Язык
- Киевская Русь
- Украина в XIV–XVIII веках
- Украина в XIX — начале XX века
- Украина в 1917–1940 годах
- Украина в годы Великой Отечественной войны
- Украина в 1946–1980 годах
- Украина в годы перестройки
- Украина в 1990-х годы и в начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Украины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Украины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге излагаются в общедоступной форме современные сведения об истории нашей ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года ...