Украина / Киевская Русь

В VI–IX веках у восточных славян на территории современной Украины начало складываться раннефеодальное государство. Его столицей несколько столетий был Киев, основанный (по преданию, на которое опирался летописец Нестор в «Повести временных лет») князем Кием со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедь. Ядром этого образования, которое, согласно летописям, именовалось Русью (а позднее Киевской Русью) был восточнославянский племенной союз полян. «Полян теперь называют Русью», — писал Нестор в «Повести временных лет». Во главе каждого племени стоял князь — военный вождь, предводитель конной дружины. Власть князей ограничивалась вече (общее собрание свободных жителей). Задача князя и дружины заключалась в обеспечении безопасности восточнославянских земель, однако они участвовали в набегах на земли других народов. По мере разложения родовых общин выделяется слой родовой знати, в зависимость от которой попадают мелкие землевладельцы.

Другим компонентом возникновения государственности стали варяги — полиэтничные дружины, занимавшиеся набегами в бассейнах Балтийского и Чёрного морей. В 882 году варяжский князь Олег захватил у варягов Аскольда и Дира Киев, утвердил династию Рюриковичей и затем объединил восточнославянские племена в государство Киевская Русь.

Кроме Киева в Русское государство входили земли 15 племенных союзов с центрами в городах Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород, Ростов, Галич и др.

При великом князе Святославе, совершившем поход в междуречье Оки и Волги, происходит присоединение к Киеву вятичей (965 год). В 965–967 годах Святослав разгромил Хазарский каганат, племенные союзы предков осетин и черкесов, в 967–968 годах овладел землями в низовьях Дуная, а в 970 году дошёл до Адрианополя на Балканах. Однако Святославу не удалось утвердиться на Дунае. При возвращении из Дунайской Болгарии весной 972 года дружина Святослава подверглась нападению печенегов, пришедших в степь после разгрома хазар, и князь был убит.

Укреплению основ княжеской власти способствовало распространение христианства в Киевской Руси. В 957 году обряд крещения приняла великая княгиня Ольга, а её внук Владимир Святославович в 988 году повелел своим подданным принять христианство. К этому времени в государстве уже существовала письменность на основе кириллицы. Принятие христианской религии, в которую были привнесены некоторые языческие обряды, способствовало развитию общей восточнославянской культуры и государственности. В годы правления Владимира Святославовича (980–1015 годах) Киевская Русь была одним из самых могущественных государств Европы. Владимир назначал своих сыновей княжить в крупнейшие центры государства. Борьба за киевский престол между его наследниками завершилась утверждением на киевском престоле Ярослава Владимировича (1019–1054 годы).

Став при помощи новгородского войска князем Киевской Руси, Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым) ввёл свод законов Русской Правды, которая, дополненная его наследниками, легла в основу права восточнославянских народов. Русская Правда регулировала имущественные отношения, определяла систему наказаний, содержала статьи об устройстве власти. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Короли западноевропейских стран той поры стремились к установлению дружбы с великим князем. Его сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, а дочери вышли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии. В правление Ярослава Мудрого в Киеве были построены Золотые Ворота, Софийский Собор, при котором обучались богословы, философы, юристы, медики, а также организована огромная библиотека; при нем же было положено начало Киево-Печерскому монастырю.

В 1036 году Ярослав разгромил печенегов, однако вскоре им на смену пришли половцы.

После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны за киевский и др. «столы». Слабеющая Русь с трудом сдерживала набеги половцев, наёмников из Польши (при князе Изяславе). Ухудшение положения горожан и смердов вело к восстаниям (1068 и 1113 годах). Усобицы завершились принятием в 1097 году принципа «каждый держит отчину свою», по которому входившие в состав Руси уделы закреплялись за определёнными князьями и их потомками, что способствовало тенденции к раздробленности. Одновременно княжеское окружение (бояре) устанавливают контроль за землями и их населением.

Последняя попытка объединения русских земель во главе с Киевом была предпринята приглашённым из Переяславля боярами на княжение Владимиром Мономахом (1113 год), который являлся внуком Ярослава Мудрого, сыном Всеволода Ярославовича и дочери византийского императора Константина Мономаха. В период его правления (1113–1125 годы) княжеские междоусобицы были прекращены. Внутренние реформы Владимира Мономаха (институционально оформленные как Устав Владимира Всеволодовича, вошедший в Русскую Правду) вводил ограничения на власть феодалов, облегчал положение смердов, поощрял ремесла. Однако относительно недолгий период его правления (менее 12 лет) оказался недостаточным для укоренения реформ. Сын Владимира Мономаха Мстислав присоединил к Киевской Руси Полоцк, однако это был последний успех консолидации Руси. После смерти Мстислава (1132 год) Киев перестал контролировать уделы. Русь распалась на полтора десятка княжеств (среди них крупнейшие — Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Рязанское, Черниговское и Галицко-Волынское), а также Новгородскую республику.

Русское общество не воспринимало политическую раздробленность как распад культурной общности, Русь сохраняла определённую солидарность в борьбе против кочевников и католиков. В 1130–1160-х годах продолжалась борьба князей за Киев как за великокняжеский «стол».

Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий в 1155 году занял киевский престол (правил в Киеве до своей смерти в 1157 году, похоронен в церкви Спаса на Брестове Киево-Печерского монастыря). Его сын Андрей Боголюбский в 1169 году разгромил Киев и перенёс великокняжеский «стол» во Владимир. Однако южнорусские князья продолжали считать Киев общей столицей.

В 1240 году после разгрома монголо-татарами Киев утратил на несколько веков свою политическую роль. На этом фоне происходит возвышение Галицко-Волынского княжества во главе с князем Даниилом Галицким, который сумел сохранить самостоятельность от татар и ориентировался на союз с католическим миром.


←   Назад  |   Киевская Русь   |   Вперёд   →



 

Современная Австралия. Краткий политико-экономический очерк / Авторы данной работы анализируют вопросы, связанные с развитием основных отраслей народного хозяйства Австралии. Они рассматривают также государственное устройство и внутриполитическую жизнь страны. Серьёзное внимание уделяется политическим партиям и рабочему движению. Показаны роль и место АвстралиСовременная Австралия. Краткий политико-экономический очерк
Авторы данной работы анализируют вопросы, связанные с развитием основных ...
Между полюсом и Европой / Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой советской гляциологической экспедиции на норвежском архипелаге Шпицберген — земле острых гор, горючего камня и ледников, о самых северных в мире угольных рудниках, о средневековых поселениях русских поморов, богатой собМежду полюсом и Европой
Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой ...
Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке / История географических открытий и исследований Мирового океана всегда привлекала внимание учёных и политиков. Данный вопрос нередко вызывал острую полемику, выходящую далеко за рамки теоретических дискуссий. Это объясняется важной ролью географических открытий в истории общества. Открытие Америки КоРусские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке
История географических открытий и исследований Мирового океана всегда ...