Словения / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Конституция предусматривает разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную и обеспечивает эффективную систему сдержек и противовесов. Высшую судебную власть олицетворяет Конституционный суд, который следит за соответствием правовых актов конституции. Президент, правительство и одна треть депутатов Государственного собрания вправе направить в Конституционный суд запрос о соответствии того или иного международного договора конституции Словении. Конституционный суд выполняет ещё и функции высшей апелляционной инстанции, а также урегулирует споры между различными институтами власти.
Глава государства — президент. Он избирается на прямых, всеобщих, тайных выборах.
Правительство состоит из председателя и министров. Правительство и отдельные министры самостоятельны в пределах своих полномочий и ответственны перед Государственным собранием.
Государственное собрание может выразить недоверие правительству, избрав по предложению не менее чем десяти депутатов большинством голосов от общего числа депутатов нового председателя правительства. Государственное собрание также вправе большинством голосов депутатов выразить недоверие отдельному министру и сместить его.
Председатель правительства может поставить вопрос о доверии правительству. Если правительство не получает поддержки, выраженной большинством голосов от общего числа депутатов, Государственное собрание должно в течение тридцати дней избрать нового главу правительства или выразить доверие действующему, в противном случае президент распускает Государственное собрание и назначает новые выборы.
Если президент при осуществлении своих полномочий нарушит конституцию или допустит тяжкое нарушение закона, Государственное собрание вправе возбудить в Конституционном суде производство по установлению ответственности президента. Решение об отрешении от должности принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного суда. После получения постановления Государственного собрания о возбуждении производства об ответственности президента Конституционный суд может принять решение о временной невозможности осуществления президентом своих функций до принятия решения Конституционного суда.
Конституция обеспечивает эффективное функционирование института омбудсмена, задачей которого является защита основных прав и свобод граждан от посягательств и нарушений со стороны различных институтов власти.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Словении в 1975–2000 годах
- Язык
- Словения в Античности и в Средневековье
- Период правления Габсбургов
- Усилия по объединению словенских земель
- Государство сербов, хорватов и словенцев
- Вторая мировая война и СФРЮ
- Независимая Словения
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Глава государства (председатель президиума Словении) в 1990–1992 годах
- Главы государства (президенты) в 1992–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1990–2010 годах
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственном собрании по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Словении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Положение Словении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 годах
- Угрозы безопасности человека
В популярной форме рассказано об актуальных проблемах геотектоники — науки о ...
В пособии изложены характеристики природы каждого из океанов Земли, даны общие ...
Москва, 1912 год. Издательство «Природа». Владельческий переплёт. Сохранность ...