Словакия / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть в Словакии представлена правительством и президентом.
Являясь главой государства, президент представляет Словацкую Республику вовне, заключает и ратифицирует международные договоры, имеет право внести в конституционный суд запрос о соответствии заключённого международного договора, для которого требуется согласие Национального совета, конституции или конституционному закону; подписывает законы; назначает и отзывает председателя и членов правительства; назначает и отзывает руководителей центральных органов, высокопоставленных государственных служащих и других служащих в соответствии с законом; амнистирует (соответствующие решения президента являются действительными, если подписаны председателем правительства или уполномоченным им министром), смягчает назначенные судами в уголовном производстве наказания; является главнокомандующим вооружёнными силами (решения президента в этом качестве являются действительными, если подписаны председателем правительства или уполномоченным им министром); на основании решения Национального совета или международных обязательств объявляет войну и заключает мирные договоры; по решению правительства отдаёт приказ о мобилизации вооружённых сил, объявляет военное или чрезвычайное положение, а также отдаёт приказ об их окончании; назначает проведение референдумов; назначает и отзывает судей, председателя и заместителя председателя Конституционного суда; назначает и отзывает судей, председателя и заместителя Верховного суда, генерального прокурора и трёх членов Судебного совета и др. (ст. 102).
Согласно пункту «е» ст. 102, президент имеет право распустить Национальный совет в следующих случаях: если Национальный совет в течение шести месяцев после назначения правительства не одобрил программное заявление правительства; в течение трёх месяцев не принял проект закона, с которым правительство связывает выражение доверия себе; в течение более трёх месяцев во время регулярных сессий Национальный совет не был способен принимать решения или сессии не проводились в установленные конституцией сроки. Президент лишён права роспуска парламента в последние шесть месяцев своего срока, во время войны, военного или чрезвычайного положения. Президент также имеет право распустить Национальный совет в случае, если по вопросу об отзыве президента он не был отозван народным голосованием.
Согласно ст. 101, президент избирается на прямых выборах тайным голосованием сроком на пять лет. Предложения о кандидате в президенты вносят не менее 15 депутатов Национального совета или граждане, обладающие правом избирать депутатов Национального совета на основе петиции, подписанной не менее 15 тысяч граждан. Одно и то же лицо может быть избрано на должность президента не более чем на два срока (ст. 103).
Правительство Словацкой Республики является верховным органом исполнительной власти (ст. 108). Полномочия правительства описаны в ст. 119 конституции и включают: участие в законотворческом процессе (может вносить законопроекты); формирование и исполнение программы правительства; принятие принципиальных мер по обеспечению социальной и экономической политики; разработку проекта государственного бюджета; ведение переговоров о международных договорах, если оно возложено на правительство президентом; вынесение законопроекта или важной меры на общественное обсуждение; обращение о выражении доверия; объявление амнистии по делам о проступках и др.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Словакия в древности и Средние века
- Словакия в XVIII–XIX веках
- Словакия в составе Чехословацкой Республики
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Словацкая Республика на рубеже XX и XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Словакии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Словакии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX ...
Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических ...