Словакия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Конституция Словакии довольно чётко разграничивает функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, хотя соответствующей прямой нормы в конституции не содержится. Конституция предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество исполнительной и законодательной ветвей власти.
Согласно ст. 72, единственным органом Словацкой Республики, принимающим конституцию и законы, является парламент — Национальный совет. Однако для решения важных вопросов общественной значимости, а также для подтверждения конституционного закона о вступлении в союз с другими государствами или выходе из союза может быть проведён референдум (ст. 93). Проект закона могут внести комитеты Национального совета, депутаты и правительство (ст. 87).
Хотя президент назначает и отзывает премьер-министра и других членов правительства (ст. 110), правительство в коллективном и индивидуальном качестве несёт ответственность перед парламентом (ст. 114, 116). Верховным органом исполнительной власти является правительство (ст. 108). Однако и президент, являющийся главой государства, также относится к исполнительной ветви власти: институту президента посвящён раздел 1 в главе 6 «Исполнительная власть». До введения конституционной нормы о прямых выборах президента он избирался парламентом, что обеспечивало последнему практически абсолютное доминирование в политической системе, а также создавало угрозу монополизации власти партией, контролирующей парламент. Прямое избрание президента, таким образом, не только способствовало более сбалансированному распределению полномочий, но и минимизировало вероятность повторения ситуации 1993–1998 годах.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Словакия в древности и Средние века
- Словакия в XVIII–XIX веках
- Словакия в составе Чехословацкой Республики
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Словацкая Республика на рубеже XX и XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Словакии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Словакии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой ...