Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Румыния / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Румыния является членом ООН (с 1955 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МСФР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ и др.). Румыния является членом ЕС (с 2007 года), НАТО (с 2004 года), ВТО (с 1995 года), ОБСЕ, Центральноевропейской инициативы, ОЧЭС, Интерпола и др.

Согласно официальным документам, Румыния строит свою внешнюю политику на принципах добрососедства и соблюдения норм международного права. Провозглашение этих принципов в начале демократического транзита в 1989 году позволило Румынии почти беспрепятственно получить международное признание и приступить к преодолению состояния изоляции, в котором страна фактически находилась в последние годы правления Чаушеску.

Наряду с расширением политических и гуманитарных контактов со странами Запада в начале 1990-х годов произошло резкое свёртывание отношений с внешнеполитическими партнёрами Румынии времён Чаушеску — Кубой, КНДР, Ираком. В сентябре 1993 года Румыния была принята в Парламентскую ассамблею Совета Европы, а в январе 1994 года она стала первой страной бывшего социалистического блока, подписавшей с НАТО рамочный документ «Партнёрство ради мира».

Отношения с США на первом этапе посткоммунистического транзита не носили столь гармоничного характера, как со многими ведущими странами Запада. США, в частности, некоторое время блокировали (несмотря на поддержку Франции, Италии, Испании) включение Румынии в первую волну расширения НАТО. Однако во второй половине 1990-х годов Вашингтон пересмотрел свою позицию в отношении Румынии. В июле 1997 года президент Б. Клинтон совершил визит в Румынию, в результате чего американская поддержка курсу реформ стала более активной. В конце 2002 года начались переговоры о вступлении Румынии в НАТО, завершившиеся её принятием в эту организацию 2004 году. Военная инфраструктура и воздушное пространство Румынии активно используются в связи с боевыми действиями в Афганистане и Ираке. Некоторые источники утверждали о существовании в период президентства Дж. Буша-младшего секретных тюрем ЦРУ США на румынской территории в связи с объявленной официальным Вашингтоном борьбой с терроризмом.

Курс на интеграцию в западные военные и политические структуры протекал в начале 1990-х годов на фоне стагнации и даже некоторого ухудшения отношений с Венгрией из-за статуса венгерского меньшинства в Трансильвании. Эта территория до 1920 года входила в состав Венгрии, но по итогам Первой мировой войны перешла к Румынии. В 1940 годах под давлением Германии Румыния уступила Венгрии часть Трансильвании, которая была возвращена Румынии после Второй мировой войны. На территории самой Трансильвании этнические венгры представляют большинство в уездах Ковасна и Хартгита, разговаривают на венгерском языке и исповедуют католичество или протестантизм. В 1956 году венграм в этих районах был предоставлен статус автономии, ликвидированный через 10 лет. В 1989–1994 годах борьба венгерского меньшинства за восстановление и расширение автономного статуса пресекалась румынскими властями, что негативно сказалось на венгерско-румынских отношениях.

Под угрозой отказа в приёме в НАТО Румыния начиная с 1997 года пошла на расширение прав этнических венгров, что было зафиксировано не только в румынских документах, но и в пяти последующих венгерско-румынских соглашениях. В дальнейшем румыно-венгерские отношения развивались в целом по восходящей линии, но некоторым раздражителем в них выступают националистические партии по обе стороны границы, что, как правило, совпадает с периодами обострения внутриполитической борьбы в период выборов.

В качестве важного партнёра румынские власти рассматривают современную Молдавию. В конце 1980 — начале 1990-х годов в Румынии пользовались большой популярностью идеи воссоединения с Республикой Молдова для «восстановления исторической справедливости» (главный выразитель — движение и одноимённая партия «Великая Румыния»). Был создан Национальный совет воссоединения, в котором участвовали румынские и молдавские парламентарии. Однако, как показали результаты всенародного референдума в Молдавии в марте 1994 года, идея воссоединения (реинтеграции) с Румынией пользуется устойчивой поддержкой не более 8–10 % населения. Ситуация резко изменилась после того, как Румыния стала членом ЕС, что резко повысило её привлекательность в глазах населения Молдавии. На этом фоне румынская сторона в 2008–2009 годах сняла ряд ограничений на получение гражданства для жителей Молдавии, что послужило поводом для обвинений «в экспансионистских устремлениях» в адрес официального Бухареста, сделанных руководством Молдавии. Также президент Молдавии обвинил румынскую сторону в организации массовых беспорядков в стране в начале апреля 2009 года. Все эти обстоятельства значительно осложнили отношения между двумя странами.

Магистральным курсом для официального Кишинёва с середины 1990-х годов стало укрепление суверенитета и независимости страны. Во многом именно по этой причине работа над базовым договором (о дружбе и сотрудничестве) между двумя странами, осложнённая позицией Румынии (неоднократно на высшем уровне Республика Молдова обозначалась как «бывшая провинция», Румыния не признает существование отдельного молдавского языка), идёт уже не один год (с 1997 года с перерывами).

Румыния поддерживает близкие отношения с Украиной. После избрания на пост президента Украины В. Ющенко обе стороны демонстрируют практически одинаковые позиции по вопросу приднестровского урегулирования, роли России на постсоветском пространстве. В основе румынско-украинских отношений лежит договор о дружбе, подписанный в 1997 году. На официальном уровне стороны заявляют об отсутствии каких-либо проблем, в том числе по территориальным и пограничным вопросам, хотя в самой Румынии вопрос статуса Северной Буковины и Южной Бессарабии периодически поднимается, в том числе в парламенте.

Румыния и Украина с 1997 года вели спор относительно делимитации морских границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Чёрном море в связи со статусом острова Змеиный, который затрагивал права сторон на добычу полезных ископаемых в прилегающем районе (может содержать значительные запасы газа и нефти). В феврале 2009 года Международный суд ООН постановил, что Змеиный является островом, как на этом настаивала Украина (по версии румынской стороны, это скала), но отказался учитывать это обстоятельство при делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа, самостоятельно определив линию границы примерно посередине морского участка между территориями двух стран. Соответственно и Румыния, и Украина имеют право вести разведку и освоение нефтегазовых месторождений в ранее спорном районе.

Исторически при проведении внешней политики Румыния балансировала между западными державами и Россией. Присоединение в 1918 году Румынией территории Бессарабии, входившей ранее в состав бывшей Российской империи, прервало традицию многовекового румыно-российского сотрудничества. В 1940 году под давлением Германии Румыния передала СССР отторгнутую ранее Бессарабию, а также Северную Буковину. В 1941 году Румыния присоединилась к Германии в нападении на СССР, который включил её в свою орбиту влияния после окончания Второй мировой войны.

До середины 1960-х годов официальный Бухарест полностью полагался на сотрудничество с СССР, став участником ОВД и СЭВ. Разногласия с СССР у румынского руководства проявились в начале 1960-х годов по вопросам восточноевропейской экономической интеграции и далее привели к резкому охлаждению отношений. Румыния не поддержала ввод войск стран—участниц ОВД в 1968 году в Чехословакию, отказалась содействовать изоляции коммунистического Китая и оставалась единственной страной социалистического лагеря, которая сохраняла дипломатические отношения с Израилем (установлены в 1948 году) после 1967 года. До принятия Венгрии в 1982 году в Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд Румыния была единственной страной социалистического лагеря, которая являлась членом этих финансовых институтов (с 1972 года).

На современном этапе отношения между Румынией и Россией развиваются без идеологической составляющей, на основе равноправия и взаимной выгоды. Согласно оценке МИД России, позиции двух государств по многим международным проблемам близки или совпадают, что создаёт предпосылки для продуктивного внешнеполитического взаимодействия, в том числе в рамках международных организаций. Имеется и ряд расхождений в подходах сторон, в частности к вопросам обеспечения безопасности в Черноморском регионе.

Подготовка базового договора о двусторонних отношения между Румынией и Россией продолжалась относительно долго. При его итоговом согласовании в 1997 году румынская сторона выступила с предложениями включить в текст пункты с осуждением присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году и необходимостью решения проблемы «румынского золота» (золотой запас Румынии и ценности, вывезенные в Россию в 1916 году, были частично возвращены в 1956 году). В итоге эти вопросы были выведены за рамки Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанного в 2003 году во время визита в Москву президента Румынии Иона Илиеску.

Россия остаётся важным торговым партнёром Румынии. В 2008 году объём двустороннего товарооборота составил 5,184 миллиарда долларов США. В российском экспорте в Румынию преобладают сырьевые товары (нефть, природный газ, уголь). Румыния экспортирует в Россию машины и оборудование, каучук, мебель, текстильные изделия, обувь, медикаменты и тому подобное. При этом румынский экспорт составляет около 12 % от объёма двустороннего товарооборота.

В 2002 году в Бухаресте создана Ассоциация внешней торговли Румыния — Россия, цель которой — облегчить условия для установления прямых связей между предпринимателями, способствовать созданию совместных предприятий, устранению административных и таможенных барьеров на пути экономического сотрудничества. В октябре 2002 года на заседании Межправительственной российско-румынской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству принято решение о дальнейшем развитии взаимодействия в газовой, нефтяной, металлургической промышленности, электроэнергетике. На румынском рынке представлен ряд крупных российских компаний, в том числе «ЛУКОЙЛ», «Русский алюминий», «Мечел» и др.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года (издательство «Типография Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел»).Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...
Русские кругосветные путешествия / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года (издательство «Типография Морского Министерства»).Русские кругосветные путешествия
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года ...
Физическая география СССР / Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу изложения предназначен для студентов старших курсов географических факультетов государственных университетов и педагогических институтов. Обширный фактический материал курса излагается на основе главнейших методологических и меФизическая география СССР
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...