Румыния / Конфликты и расколы
Для Румынии в настоящее время не характерны острые межэтнические и межкультурные конфликты, угрожающие стабильности и целостности страны.
Около 6,6 % населения Румынии — этнические венгры. Проблема, связанная с положением этого этнического меньшинства, значительная доля которого проживает в Трансильвании, обострилась в последние годы правления Чаушеску из-за так называемого «плана систематизации», по которому уничтожалось около 70 деревень и на их месте создавалось несколько сотен крупных агропромышленных комплексов, в том числе в местах компактного проживания венгров. В 1990-х годах официальный Бухарест отказывал в предоставлении автономии этническим венграм в Румынии, что являлось существенным раздражителем в отношениях между румынами и венграми в Румынии, а также в отношениях между Румынией и Венгрией. Венгерское меньшинство не поддержало в декабре 1991 года на референдуме румынскую конституцию, поскольку она не давала ему специальных прав и не признавала венгерский язык в качестве официального. В последующие годы ситуацию удалось значительно улучшить. Официальный Бухарест больше не настаивает на том, чтобы назначаемые в уезды со значительной долей венгерского населения префекты были румынами; сделана уступка венгерскому меньшинству в вопросах образования и языка. Гарантии прав венгерского меньшинства зафиксированы в двустороннем венгерско-румынском договоре 1996 года.
Соответствующие изменения (применительно ко всем меньшинствам) нашли выражение и в поправках, внесённых в конституцию в 2003 году. Однако румынские и иностранные наблюдатели опасаются, что любое усиление националистических партий в Румынии или Венгрии непременно приведёт к возрастанию напряжённости вокруг венгерского этнического меньшинства в Румынии (такая зависимость имела место в прошлом).
Венгерское меньшинство хорошо организовано, на его основе действует партия «Демократический союз венгров Румынии». Политическим механизмом защиты прав других этнических меньшинств является предоставление их организациям по одному месту в палате депутатов.
Иностранные наблюдатели фиксируют нарушения прав румынских цыган (преимущественно на бытовом уровне).
Потенциалом напряжённости отличается положение румын за рубежом, например в украинской Буковине. В регионе проживают не менее 100 тысяч румын, 85 тысяч молдаван, составляющих вместе пятую часть населения Черновицкой области Украины. После распада СССР осознание этнического родства между румынами и молдаванами усилилось, что выразилось в создании партии «Великая Румыния», для которой (особенно в 1992–1995 годах) характерными были лозунги объединения в составе Великой Румынии не только Молдовы, но и Северной Буковины и Южной Бессарабии (части Одесской области). Подобные устремления опосредованно стимулировали движение за выведение Приднестровья из состава Молдавии, что, в частности, выразилось в приднестровском кризисе. Политические спекуляции по поводу статуса Республики Молдовы, Буковины или Приднестровья могут стать детонатором напряжённости и кризисных ситуаций вокруг этнических меньшинств в самой Румынии.
Согласно международной статистике, коэффициент Джини составляет для Румынии 31,0 (2003 год), что является сравнительно низким показателем, который говорит о том, что в стране отсутствует заметный разрыв между богатыми и бедными. Тем не менее в 1990-х годах неблагоприятная экономическая ситуация в стране приводила к политической нестабильности и волнениям (последний массовый эпизод — забастовка горняков в 1999 году).
← Назад | Конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Румынии в 1975–2000 годах
- Язык
- Древняя история
- Великое переселение народов и формирование румынского этноса
- Османская гегемония
- Развитие Трансильвании и господство Габсбургов
- Между Османской империей и Россией
- Объединение Румынии
- Румыния в балканских и мировых войнах
- От королевства к «народной республике»
- Режим Николае Чаушеску
- Современная Румыния
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1982–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Румынии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Румынии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1941 года ...