Румыния / Особенности судебной власти
Судебной власти посвящены ст. 124–134 конституции. Судьи, назначаемые президентом, несменяемы, согласно закону (ст. 125). Вопросы выдвижения кандидатур судей, продвижения по службе, перевода на другую должность или санкций против них находятся в компетенции Высшего совета магистратуры, согласно условиям органического закона.
Высшей судебной инстанцией является Верховный суд правосудия, на который возложена функция единой интерпретации законов и осуществления правосудия другими судебными инстанциями (ст. 126). Запрещено создание чрезвычайных судов. Судебные инстанции располагают полицией, находящейся на их службе (ст. 130).
Независимость правосудия гарантируется Высшим советом магистратуры (ст. 133). Он состоит из 19 членов, 14 из которых избираются на общих собраниях судей (их полномочия подтверждаются Сенатом), два являются правоведами и представляют гражданское общество (избираются Сенатом). Также в состав Высшего совета магистратуры входят министр юстиции, председатель Верховного суда правосудия и генеральный прокурор. Высший совет магистратуры выполняет роль дисциплинарного органа для судей, а также прочие функции, необходимые для обеспечения независимости правосудия (ст. 134).
Конституционный суд был учреждён конституцией Румынии 1991 года впервые в истории страны. В тексте конституции нет чёткого указания на его принадлежность к конкретной ветви власти. Он обладает следующими полномочиями: вынесение решения о конституционности законов до их промульгации по ходатайству президента, председателя одной из палат парламента, правительства, Верховного суда правосудия, омбудсмена, не менее 50 депутатов или не менее 25 сенаторов, а также в обязательном порядке — об инициативах пересмотра конституции; вынесение решения о конституционности договоров и других международных соглашений по ходатайству председателя одной из палат парламента, не менее 50 депутатов или 25 судей; контроль над процедурой избрания президента Румынии и подтверждение результатов голосования; установление наличия обстоятельств, являющихся основанием для временного осуществления функции президента Румынии, и сообщение парламенту и правительству установленных фактов; контроль над соблюдением процедуры организации и проведения референдума и подтверждение его результатов; вынесение решения по протестам, предметом которых является неконституционность политической партии, и др. (ст. 146).
Конституционный суд состоит из 9 судей, назначенных на девятилетний срок, который не может быть продлён или возобновлён. Президент, палата депутатов и сенат назначают по три судьи Конституционного суда. Он обновляется на одну треть своих судей каждые три года в соответствии с органическим законом (ст. 142).
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Румынии в 1975–2000 годах
- Язык
- Древняя история
- Великое переселение народов и формирование румынского этноса
- Османская гегемония
- Развитие Трансильвании и господство Габсбургов
- Между Османской империей и Россией
- Объединение Румынии
- Румыния в балканских и мировых войнах
- От королевства к «народной республике»
- Режим Николае Чаушеску
- Современная Румыния
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1982–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Румынии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Румынии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года ...
В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых ...
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в ...