Румыния / Особенности законодательной власти
Законодательной власти в политической системе Румынии посвящены ст. 61–79 конституции.
Согласно ст. 62, Палата депутатов и Сенат избираются всеобщим, равным, прямым, тайным и свободным голосованием. Организации граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, которые не набирают на выборах достаточное число голосов для представительства в парламенте, имеют право на одно депутатское место каждая на условиях, установленных избирательным законом. Одно национальное меньшинство может быть представлено только одной организацией. По результатам выборов 2008 года в общей сложности 18 организаций национальных меньшинств получили по одному депутатскому месту каждая.
В Румынии действует преференциальная пропорциональная (другое название — смешанная мажоритарно-пропорциональная система) избирательная система (избирательный закон 2004 года). Численность депутатского корпуса определяется следующим образом: для Палаты депутатов — один депутат на 70 тысяч жителей; для Сената — один сенатор на 160 тыс. жителей. В Палате депутатов созыва 2008 года заседают 334 депутата, в Сенате — 137 сенаторов.
Срок мандата обеих палат — четыре года. Он может быть продлён в случае войны или чрезвычайной ситуации вплоть до их окончания (ст. 63).
Ст. 72 устанавливает, что парламент принимает конституционные, органические и обыкновенные законы. Органические законы регулируют: избирательную систему, организацию и функционирование постоянной избирательной комиссии; организацию, функционирование и финансирование политических партий; организацию и проведение референдумов; организацию правительства и высшего совета национальной обороны; объявление амнистии или коллективного помилования; статус публичных должностных лиц; общую организацию системы образования; общий режим культов; статус национальных меньшинств; организацию местной администрации, территории, а также общий режим местной автономии и др. Органические законы принимаются простым большинством голосов каждой палаты. Обыкновенные законы и решения принимаются большинством голосов присутствующих членов каждой палаты (ст. 76).
Закон передаётся на промульгацию президенту (ст. 77). Промульгация закона осуществляется в срок не позднее 20 дней после его получения. До промульгации президент может один раз потребовать пересмотра закона парламентом. Если президент потребовал пересмотра закона или потребовал проверки его конституционности, промульгация закона производится не позднее десяти дней после получения закона, принятого после пересмотра, или получения решения Конституционного суда, подтверждающего конституционность.
Совместные заседания обеих палат парламента проводятся: для принятия послания президента; утверждения государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования; объявления общей или частичной мобилизации, состояния войны, приостановления или прекращения военных действий; рассмотрения отчётов Верховного совета национальной обороны; назначения по предложению президента директоров разведывательных служб и осуществления контроля за этими службами и др. (ст. 65).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Румынии в 1975–2000 годах
- Язык
- Древняя история
- Великое переселение народов и формирование румынского этноса
- Османская гегемония
- Развитие Трансильвании и господство Габсбургов
- Между Османской империей и Россией
- Объединение Румынии
- Румыния в балканских и мировых войнах
- От королевства к «народной республике»
- Режим Николае Чаушеску
- Современная Румыния
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1982–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Румынии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Румынии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Описание западного берега Ютландии, от Ханстхольмена до входа в реку Эльбу, ...