Румыния / Разделение и взаимодействие ветвей власти

В соответствии с поправками в конституцию, принятыми в 2003 году, ст. 1 Основного закона дополнена положением о том, что государство основывается на принципах разделения и баланса властей — законодательной, исполнительной и судебной — в пределах конституционной демократии.

Единственной законодательной властью страны и высшим представительным органом румынского народа является парламент, состоящий из Палаты депутатов и Сената (ст. 58).

Правительство, согласно своей программе правления, одобренной парламентом, обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики страны и осуществляет общее руководство публичной администрацией (ст. 101). За деятельностью правительства и других органов публичной администрации установлен парламентский контроль, что выражается в их обязанности представлять информацию и документы, запрошенные Палатой депутатов, Сенатом или парламентскими комитетами через их председателей. В случае, когда законодательная инициатива предполагает изменение положений государственного бюджета или бюджета государственного социального страхования, запрос информации является обязательным (ст. 111). Если заявлено требование присутствия членов правительства на заседаниях парламента, то их участие является обязательным.

Палата депутатов и Сенат на совместном заседании могут отозвать выраженное правительству доверие путём принятия резолюции недоверия большинством голосов депутатов и сенаторов (ст. 113).

Правительство может принять на себя ответственность перед Палатой депутатов и Сенатом на совместном заседании по программе, заявлению об общей политике или законопроекту (ст. 114). Правительство будет отправлено в отставку, если резолюция недоверия, внесённая в течение трёх дней после представления программы, заявления об общей политике или законопроекта была принята в соответствии со ст. 113.

Законодательная инициатива принадлежит правительству, депутатам, сенаторам, а также не менее чем 100 тысяч граждан, имеющих право голоса (ст. 74). Граждане, осуществляющие право законодательной инициативы, должны происходить из не менее одной четверти уездов страны, и в каждом из этих уездов или муниципии Бухарест в поддержку данной инициативы должны быть зарегистрированы не менее 5 тысяч подписей. Предметом законодательной инициативы не могут быть фискальные вопросы, вопросы международных отношений, амнистии или помилования.

Согласно ст. 126 конституции, правосудие осуществляется Верховным судом правосудия и остальными судебными инстанциями, установленными законом. Судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 124). Гарантом верховенства конституции является Конституционный суд (ст. 142).

Хотя президент прямо не назван главой государства, этот статус вытекает из его полномочий. Согласно ст. 80, президент Румынии представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Он следит за соблюдением конституции и надлежащим функционированием публичных властей. В этих целях он выступает посредником между властями государства, а также между государством и обществом. Такая роль президента в политической системе предопределяет требование конституции, в соответствии с которым он не может быть членом какой-либо партии, осуществлять другую публичную или частную функцию в период нахождения на своём посту.

Президент избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и свободным голосованием на пять лет. Результаты выборов президента страны подлежат утверждению Конституционным судом (ст. 82). Никакое лицо не может занимать пост президента более двух сроков. Сроки могут быть последовательными (ст. 81).

Президент может быть временно отстранён от должности или подвергнут импичменту парламентом. Для временного отстранения от должности на основании совершения тяжких деяний, которыми нарушаются положения конституции, требуется, чтобы после консультации с Конституционным судом на совместном заседании Палаты депутатов и Сената за это решение высказалось большинство депутатов и сенаторов. При одобрении предложения об отстранении от должности не позднее чем через 30 дней назначается референдум для смещения президента (ст. 95). Для импичмента президента требуется поддержка не менее двух третей от числа депутатов и сенаторов на совместном заседании обеих палат парламента. Вслед за этим дело передаётся в Верховный суд правосудия. Президент считается отстранённым от должности де-юре с даты решения суда, если таковое им принято (ст. 96).

Полномочия президента включают: внесение кандидатуры на пост премьер-министра и назначение правительства на основе вотума доверия, выраженного парламентом; в случае реорганизации правительства или образования в нем вакансии отзыв или назначение отдельных членов правительства по предложению премьер-министра (ст. 85); консультации с правительством в связи со срочными и особо важными вопросами (ст. 86); обращение к парламенту с посланиями о главных политических проблемах нации (ст. 88); роспуск парламента после консультаций с руководителями обеих палат парламента и лидерами парламентских групп, в случае если он не выражает вотум доверия, необходимый для формирования правительства, в шестидесятидневный срок после первого предложения и только после отклонения не менее двух предложений об инвеституре, причём парламент не может быть распущен в течение одного года более одного раза, не может быть распущен в последние шесть месяцев мандата президента, а также во время военного и чрезвычайного положения (ст. 89).

Согласно ст. 87 конституции, президент может участвовать в заседаниях правительства, на которых обсуждаются вопросы, представляющие национальный интерес и касающиеся внешней политики, обороны, обеспечения общественного порядка, и по просьбе премьер-министра, в других случаях. Президент председательствует на заседаниях правительства, в которых принимает участие.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Сахара — не только песок / Автор книги — чехословацкий учёный. Он принимал участие в шести экспедициях в Алжир, во время которых детально познакомился со страной, её людьми и уникальной природой Сахары. Книга представляет собой репортаж о путешествии, написанный в живой и остроумной форме. Автор знакомит читателя с интереснымСахара — не только песок
Автор книги — чехословацкий учёный. Он принимал участие в шести экспедициях в ...
Почвенно-географическое районирование СССР / Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование СССР».Почвенно-географическое районирование СССР
Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование ...
Степи Северо-Кавказского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Северный Кавказ»).Степи Северо-Кавказского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...