Россия / Территориально-государственное устройство
По форме территориально-государственного устройства РФ является федерацией. Правовой основой её образования являются Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992 году, и Конституция РФ 1993 года, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства (гл. 3. «Федеративное устройство»).
Первоначально в качестве структурных составных частей РФ выступали 89 субъектов (республики, области, края, автономная область и автономные округа, города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург).
С 2004 года проводится политика укрупнения субъектов РФ путём включения автономных округов в области и края. К 2008 году количество субъектов РФ сократилось до 82.
Ст. 4 Конституции РФ гласит, что РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов и особенностей, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Тем не менее различия в размерах занимаемой территории, численности и плотности населения, уровне развития экономики объективно приводят к тому, что формально равноправные субъекты федерации имеют различное политическое и экономическое влияние. Одни субъекты являются постоянными донорами федерального государственного бюджета, а другие — реципиентами дотаций из центра.
«Статус субъекта Российской Федерации может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». То же самое касается и границ между субъектами РФ, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 66).
Субъекты РФ имеют свои высшие органы государственной власти, административно-территориальное деление, собственность, законодательство. При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно-правовые акты субъекта федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.
В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ведения субъектов Федерации относится все, что находится вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения Федерации и её субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (ст. 76).
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт;
с) государственные награды и почётные звания Российской федерации;
т) федеральная государственная служба.
Согласно ст. 72, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Субъекты РФ имеют собственные бюджеты, свою символику в виде герба, флага, а у некоторых субъектов РФ существуют собственные гимны.
Наряду с общими чертами субъектов РФ некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик, которые сравнительно выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать государственный язык наряду с государственным языком РФ — русским языком; имеют право устанавливать, кроме федерального, также республиканское гражданство.
← Назад | Территориально-государственное устройство | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Становление цивилизации и государственности
- Киевская Русь
- Период раздробленности
- Монголо-татарское иго
- Московское государство
- Преобразования Петра I и Российская империя в XVIII веке
- Россия в XIX веке
- Социальный кризис в начале XX века
- Правление П. А. Столыпина
- Рабочие движения начала XX века
- Начало Российской революции (1917 год)
- Становление Советской России
- Гражданская война и «военный коммунизм»
- Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)
- СССР в 1930-х годах
- СССР в период Второй мировой войны
- Окончание Второй Мировой войны
- Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)
- «Оттепель» (1956–1964 годы)
- Экономика конца 1950-х годов
- Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)
- Перестройка в СССР (1985–1991 годы)
- Перестройка в СССР (1990–1991 годы)
- Российская Федерация в 1990-х годах
- Неустойчивая стабилизация и война в Чечне (1994–1999 годов)
- Правление президента В. В. Путина (2000–2008 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Председатели правительства РФ в 1990–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние факторы формирования и функционирования политической системы
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по итогам выборов 2007 года
- Политические партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Российской Федерации в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2007 годах
- Структура ВВП в 2007 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...