Россия / Особенности судебной власти
Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118).
В настоящее время на территории РФ существует и функционирует широкая система судебных органов: Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды — на уровне субъектов Федерации. Соответственно Конституционный суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона (1994 года), а конституционные и уставные суды — на основе Основных законов — конституций и уставов субъектов Федерации.
В отличие от других видов судов, суды конституционной юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов конституционной юстиции не образуют.
На федеральном уровне Конституционный суд РФ впервые был образован в 1991 году.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Формируется он Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации после обсуждения их утверждает.
Судьёй Конституционного суда РФ может быть гражданин РФ, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды — это наиболее многочисленные и разнообразные по характеру компетенции суды. К ним относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, городские суды города Москвы и города Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.
Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.
Основными проблемами, которые вызывают критику судопроизводства в РФ, являются: зависимость части судей от административных государственных структур, факты коррупции, обвинительный уклон при рассмотрении уголовных дел, перегрузка судей, не позволяющая во многих случаях вникать в детали дела, подбор присяжных вопреки мнению защиты, преследование адвокатов и др.
Арбитражные суды. В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный суд РФ, высшие арбитражные суды республик, арбитражные суды округов, краевые, областные и городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и округов. На районном уровне не предусматривается создание арбитражных судов.
Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный суд РФ. Его судьи согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Становление цивилизации и государственности
- Киевская Русь
- Период раздробленности
- Монголо-татарское иго
- Московское государство
- Преобразования Петра I и Российская империя в XVIII веке
- Россия в XIX веке
- Социальный кризис в начале XX века
- Правление П. А. Столыпина
- Рабочие движения начала XX века
- Начало Российской революции (1917 год)
- Становление Советской России
- Гражданская война и «военный коммунизм»
- Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)
- СССР в 1930-х годах
- СССР в период Второй мировой войны
- Окончание Второй Мировой войны
- Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)
- «Оттепель» (1956–1964 годы)
- Экономика конца 1950-х годов
- Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)
- Перестройка в СССР (1985–1991 годы)
- Перестройка в СССР (1990–1991 годы)
- Российская Федерация в 1990-х годах
- Неустойчивая стабилизация и война в Чечне (1994–1999 годов)
- Правление президента В. В. Путина (2000–2008 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Председатели правительства РФ в 1990–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние факторы формирования и функционирования политической системы
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по итогам выборов 2007 года
- Политические партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Российской Федерации в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2007 годах
- Структура ВВП в 2007 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых ...
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...