Россия / Особенности исполнительной власти
Согласно ст. 110 п. 1. Конституции РФ, «исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Правовую основу его организации и деятельности составляет глава 6 «Правительство Российской Федерации» Конституции РФ и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1998 года «О Правительстве Российской Федерации».
Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства РФ определяется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства, которого назначает Президент РФ по согласованию с Государственной Думой.
Правительство РФ состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности первого заместителя или первых заместителей Председателя Правительства РФ.
Решение Правительства, его главы и их заместителей готовится в департаментах аппарата Правительства в согласовании с Администрацией Президента РФ, а по вопросам законодательства и бюджета также — с комитетами Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации (ст. 114).
За результаты своей деятельности Правительство РФ несёт ответственность перед Президентом РФ и Государственной Думой. Однако Государственная Дума не правомочна отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда последнему выражено недоверие. Конституция РФ устанавливает, что только Президент РФ может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 п. 2). Президент же решает вопрос об отставке Правительства РФ в случае вынесения таковому вотума недоверия со стороны Государственной Думы. «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ст. 117 п. 3).
Согласно поправке к Конституции РФ, вступившей в силу 31.12.2008 года, Правительство России обязано ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Становление цивилизации и государственности
- Киевская Русь
- Период раздробленности
- Монголо-татарское иго
- Московское государство
- Преобразования Петра I и Российская империя в XVIII веке
- Россия в XIX веке
- Социальный кризис в начале XX века
- Правление П. А. Столыпина
- Рабочие движения начала XX века
- Начало Российской революции (1917 год)
- Становление Советской России
- Гражданская война и «военный коммунизм»
- Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)
- СССР в 1930-х годах
- СССР в период Второй мировой войны
- Окончание Второй Мировой войны
- Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)
- «Оттепель» (1956–1964 годы)
- Экономика конца 1950-х годов
- Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)
- Перестройка в СССР (1985–1991 годы)
- Перестройка в СССР (1990–1991 годы)
- Российская Федерация в 1990-х годах
- Неустойчивая стабилизация и война в Чечне (1994–1999 годов)
- Правление президента В. В. Путина (2000–2008 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Председатели правительства РФ в 1990–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние факторы формирования и функционирования политической системы
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по итогам выборов 2007 года
- Политические партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Российской Федерации в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2007 годах
- Структура ВВП в 2007 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека