Россия / Конституционные основы, характеристика формы правления
Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.
Согласно ст. 1 гл. 1 («Основы конституционного строя») Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Согласно ст. 3 гл. 1, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно гл. 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).
Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (ст. 135–137).
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
После принятия Конституции 1993 года в России не предпринималось попыток инициировать созыв Конституционного совещания или проведение референдума с целью изменения Конституции.
Поправки к гл. 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Осенью 2008 года Президентом РФ было инициировано принятие ряда поправок к Конституции РФ. Первая поправка расширяет конституционные права Федерального Собрания: она относит к предметам ведения Государственной Думы (ст. 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Согласно другим поправкам, увеличиваются сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Все эти поправки к Конституции РФ вступили в силу 31.12.2008 года.
Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Изменения такого рода вносятся по мере объединения ряда субъектов Федерации (что и осуществлялось в начале XXI века).
Согласно гл. 2 («Права и свободы человека и гражданина»), в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В соответствии с Конституцией они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция РФ декларирует такие права и свободы человека и гражданина, как право на жизнь (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23 п. 1); право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 п. 2); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1); право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1) (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России, также в ряде субъектов федерации, в том числе в Москве, существуют ограничения, связанные с регистрацией граждан); свобода совести (ст. 28) (в то же время государство отдаёт приоритет традиционным конфессиям: православию, исламу, иудаизму и буддизму); свобода мысли (ст. 29 п. 1); право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).
Конституция РФ провозглашает и ряд судебных прав и свобод, таких, как: право на рассмотрение дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1); право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 47 п. 2); право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1); право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48 п. 2); презумпция невиновности (ст. 49 п. 1); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 п. 3); право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1); право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причинённого органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53). Эти нормы конкретизированы законодательством, в обществе идёт дискуссия, насколько реальная правоприменительная практика соответствует этим нормам.
Подавляющее число политических прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся: свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); запрет цензуры; право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ; право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31). Однако законодательство требует согласования места и времени их проведения с исполнительными органами власти, что используется для ограничения уличной активности оппозиции.
Гражданин имеет право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1); право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2). В соответствии с Конституцией гражданин имеет право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4). В реальности возможность доступа к государственным должностям обусловлена профессиональными навыками и личными (иногда — родственными) связями человека.
Гражданин имеет право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5); право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Конституция РФ провозглашает также ряд социальных, экономических и культурных прав: право на предпринимательскую деятельность (ст. 34); право иметь частную собственности (ст. 35); право на свободный труд (ст. 37 п. 1–3); право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4); право на отдых (ст. 37 п. 5); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и так далее (ст.39 п. 1); право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); право на образование (ст. 43); право на свободу творчества (ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п. 2); право на возмещение материального вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53), а также возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В соответствии со ст. 7, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Становление цивилизации и государственности
- Киевская Русь
- Период раздробленности
- Монголо-татарское иго
- Московское государство
- Преобразования Петра I и Российская империя в XVIII веке
- Россия в XIX веке
- Социальный кризис в начале XX века
- Правление П. А. Столыпина
- Рабочие движения начала XX века
- Начало Российской революции (1917 год)
- Становление Советской России
- Гражданская война и «военный коммунизм»
- Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)
- СССР в 1930-х годах
- СССР в период Второй мировой войны
- Окончание Второй Мировой войны
- Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)
- «Оттепель» (1956–1964 годы)
- Экономика конца 1950-х годов
- Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)
- Перестройка в СССР (1985–1991 годы)
- Перестройка в СССР (1990–1991 годы)
- Российская Федерация в 1990-х годах
- Неустойчивая стабилизация и война в Чечне (1994–1999 годов)
- Правление президента В. В. Путина (2000–2008 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Председатели правительства РФ в 1990–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние факторы формирования и функционирования политической системы
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по итогам выборов 2007 года
- Политические партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Российской Федерации в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2007 годах
- Структура ВВП в 2007 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Реймонд Пристли — участник антарктической ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX ...