Россия / Российская Федерация в 1990-х годах
После распада СССР Россия (Российская Федерация) стала самостоятельным государством, субъектом международного права. Распад Советского Союза и прежней системы управления обострил социально-экономические проблемы входивших в него стран. Дефицит бюджета РФ достигал трети национального производства.
В январе 1992 года под руководством президента Б. Н. Ельцина и заместителя председателя правительства Е. Т. Гайдара начались реформы, известные как «шоковая терапия». В январе — апреле 1992 года были либерализованы цены. Предприятия-монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены, которые выросли за 1992 год более чем в 25 раз. При этом сбережения в Сберегательном банке были заморожены. Накопления населения обесценились. Все это привело к массовому обнищанию части населения. В то же время ситуация способствовала созданию крупных капиталов за счёт финансовых операций. Новые предпринимательские слои устанавливали тесные связи с чиновничеством. Финансовые операции с участием чиновничества опустошали бюджет. Оказавшись без финансирования, разрушались структуры образования, бесплатной медицины и науки. Несмотря на объявленную свободу торговли, высокое налогообложение вело к уходу частного бизнеса «в тень», что усиливало влияние криминальных структур.
В становлении новой российской социально-экономической системы принял участие зарубежный капитал. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. В условиях быстрой инфляции именно доллар США стал основным средством накопления. Одновременно в условиях более открытого таможенного режима в Россию направился поток импорта, что способствовало дальнейшему упадку отечественного производства.
В условиях быстрой инфляции и высокой прибыльности финансовых операций стало невыгодно вкладывать средства в производство. Прибыльным оставался вывоз сырья за рубеж, так как он позволял быстро получить валютную выручку.
14 августа 1992 года был принят указ президента о порядке приватизации, которая стала проводиться под руководством заместителя председателя правительства А. Б. Чубайса. В 1992–1993 годах было разгосударствлено более половины предприятий. Но приватизация не привела к оживлению рынка. Несмотря на то что прилавки наполнились товарами (в значительной степени импортными), большинство населения не могла этим воспользоваться в полной мере из-за недостатка денежных средств. «Шок» не сменился «терапией». Реформы не достигли заявленных целей. От реформ пострадали широкие социальные слои, связанные с реальным производством и бюджетной сферой. Сращивание новой бизнес-элиты и чиновничества предопределяло высокую степень монополизации и бюрократизации российского капитализма.
Несоответствие результатов реформ ожиданиям серьёзно скомпрометировали либеральную традицию в России. Однако для влиятельных финансовых элит, выигравших от реформ, либерализм стал идеологическим знаменем на все 1990-е годы, что обеспечило ему сильные позиции, несмотря на неудачи либеральной политики.
Продолжался процесс удаления друг от друга стран СНГ. Эта организация не стала союзом государств. За пределами России оказались 17,5 % от общего числа русских, проживавших в СССР. В ряде республик бывшего СССР права русскоязычного населения нарушались. В Закавказье, Средней Азии и Молдавии развернулись вооружённые конфликты, что вызвало иммиграцию в Россию, дополнительно обострявшую социальные проблемы. Охладились отношения России и Украины, которым пришлось осуществлять раздел Черноморского флота. России удалось отстоять сохранение базы своего флота в Севастополе до 2017 года.
Заметно улучшились отношения со странами НАТО. В 1993 году между Россией и США был подписан договор о Сокращении стратегических вооружений (СНВ-2), но из-за острой политической борьбы этот договор удалось ратифицировать только в 2000 году Россия поддержала позицию стран НАТО в Балканском кризисе и согласилась на введение санкций против Югославии (такой курс также не был популярен).
Серьёзной угрозой для РФ стала проблема регионального сепаратизма. Во время распада СССР стремление к самостоятельности усилилось и в ряде регионов России, прежде всего в автономных республиках. Острый кризис в центре усиливал центробежные тенденции, возникшие ещё в период перестройки. Региональные политические элиты стремились установить полный контроль над ресурсами своих регионов.
Ослабление центра усилило политическую роль региональных элит. Большинство регионов для своего развития нуждалось в дотациях центра. Несмотря на многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, лишь в нескольких регионах национально-религиозные меньшинства проживают компактно. Идеи широкой самостоятельности и создания новых автономных республик выдвигались даже в регионах с преобладанием русского населения («Уральская республика», Приморье), но здесь они даже в случае гипотетического успеха вели не к отделению от России, а к её дальнейшей федерализации. Федеральный центр стал сдерживающим фактором при конфликтах между республиками, особенно на Кавказе (это проявилось во время вооружённого осетино-ингушского конфликта в 1992 году). В этих условиях лишь в нескольких регионах сепаратизм приобрёл серьёзное политическое влияние. В 1992–1993 годах усилился сепаратизм под исламистскими и национальными знамёнами в Татарстане, Башкортостане и ряде республик Северного Кавказа, однако правящим группам этих республик удалось перехватить инициативу у более радикальных групп (Конфедерация народов Кавказа, Татарский меджлис и др.). В результате республики сумели добиться широкой автономии в составе РФ (вплоть до провозглашения «национального суверенитета») при сохранении территориальной целостности России. В начале 1990-х годов 19 республик формально провозгласили право на выход из России, но к концу 1990-х годов вынуждены были отказаться от этого права по мере приведения регионального законодательства в соответствие с общероссийским.
После завершения острого политического противостояния в центре основные разногласия между руководством России и регионов удалось постепенно урегулировать, были подписаны договоры о разграничении полномочий между центром и субъектами Российской Федерации. Исключение составила только Чеченская Республика.
В 1992–1993 годах радикальные реформы обострили социально-политические противоречия. Массовые политические акции протеста против радикальных либеральных реформ организовывали политические силы разной направленности: коммунисты, национал-патриоты и часть демократов. В 1993 году была восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Возникли массовые оппозиционные организации, включавшие демократов, националистов и коммунистов («Фронт национального спасения и др.). Уличные акции протеста против преобразований и режима Ельцина нередко приводили к ожесточённым столкновениям с силами охраны порядка.
В то же время политика Ельцина продолжала пользоваться значительной поддержкой, так как породила у части граждан надежды на грядущее приобретение собственности. Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации. В качестве самостоятельной силы действовали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и центристские политические организации («Гражданский союз» и др.), которые выступали за ослабление гражданского противостояния и «социальную переориентацию реформ».
Уже в самом начале радикальной реформы против политики Е. Т. Гайдара выступили председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой. Большинство депутатов под давлением своих избирателей выступили против «шоковой терапии». Оппозицию поддерживала и часть директорского лобби, так как реформы ударили по производственному сектору и грозили привести к переходу прав собственности на предприятия в руки новых финансовых групп.
Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось не только в общероссийских, но и в местных органах власти.
Несмотря на неприятие реформ значительной частью населения, авторитет депутатов российского парламента и местных Советов также падал. В 1992–1993 годах нарастала конфронтация между большинством депутатского корпуса и командой либеральных реформаторов. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден идти на частные уступки. Под давлением депутатов президенту пришлось отправить в отставку Гайдара. Председателем правительства стал B. C. Черномырдин, который, однако, продолжил прежний курс. Тогда депутаты пришли к выводу, что только ограничение власти Ельцина может позволить изменить курс реформ.
25 апреля 1993 года состоялся референдум, подготовка которого шла в условиях мощной телевизионной агитационной кампании сторонников президента. За перевыборы президента высказались 34 миллиона граждан, а парламента — 46,2 миллиона человек. Таким образом, ни одна из сторон противоборства не добилась поддержки большинства населения. Новая попытка выйти из кризиса была предпринята на открывшемся 5 июня 1993 года Конституционном совещании, но и там не удалось преодолеть разногласия по важнейшему вопросу конституционного устройства — соотношению полномочий президента и парламента.
В этих условиях президент Ельцин решился выйти за рамки конституционного поля. 21 сентября 1993 года он принял Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». По этому указу парламент распускался, а на декабрь назначались выборы в новый парламент и референдум по новой конституции, проект которой был одобрен Конституционным совещанием. В ответ на это Верховный Совет в соответствии с действовавшей конституцией отстранил президента от власти и назначил исполняющим обязанности президента вице-президента А.В. Руцкого. Неконституционность действий Б. Н. Ельцина подтвердил Конституционный суд. Резиденция парламента — «Белый дом» — была блокирована силовыми структурами, верными президенту. Произошли уличные столкновения.
3 октября 1993 года десятки тысяч сторонников парламента прорвали заслоны милиции вокруг «Белого дома» и захватили здание мэрии. Произошли вооружённые столкновения между сторонниками парламента и верными президенту частями в районе телецентра «Останкино». Утром 4 октября баррикады перед «Белым домом» были атакованы бронетранспортёрами правительственных войск, здание подверглось танковому обстрелу. Вышедшие из горящего здания лидеры оппозиции, в том числе Руцкой и Хасбулатов, были арестованы. В октябрьских столкновениях погибли более 140 человек. Октябрьское кровопролитие раскололо политический спектр, скомпрометировав обе стороны конфликта.
Победа в вооружённом столкновении позволила Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного закона. 12 декабря 1993 года был проведён референдум по проекту Конституции. По официальным данным, в референдуме приняли участие 54,8 % избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 % голосовавших, против — 41,6 %. Референдум не проводился в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Поддержанная более чем четвертью граждан, Конституция вступила в силу.
Одновременно с референдумом по Конституции прошли первые выборы в новую Государственную Думу. В парламент прошли: националистическая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, партия «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром, КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым, либеральная партия «Яблоко» во главе с Г. А. Явлинским, Демократическая партия, список которой возглавил известный режиссёр С. С. Говорухин. «Выбор России», пользовавшийся поддержкой президентской власти, стал крупнейшей фракцией Думы.
← Назад | Российская Федерация в 1990-х годах | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Становление цивилизации и государственности
- Киевская Русь
- Период раздробленности
- Монголо-татарское иго
- Московское государство
- Преобразования Петра I и Российская империя в XVIII веке
- Россия в XIX веке
- Социальный кризис в начале XX века
- Правление П. А. Столыпина
- Рабочие движения начала XX века
- Начало Российской революции (1917 год)
- Становление Советской России
- Гражданская война и «военный коммунизм»
- Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)
- СССР в 1930-х годах
- СССР в период Второй мировой войны
- Окончание Второй Мировой войны
- Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)
- «Оттепель» (1956–1964 годы)
- Экономика конца 1950-х годов
- Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)
- Перестройка в СССР (1985–1991 годы)
- Перестройка в СССР (1990–1991 годы)
- Российская Федерация в 1990-х годах
- Неустойчивая стабилизация и война в Чечне (1994–1999 годов)
- Правление президента В. В. Путина (2000–2008 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Председатели правительства РФ в 1990–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние факторы формирования и функционирования политической системы
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по итогам выборов 2007 года
- Политические партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Российской Федерации в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2007 годах
- Структура ВВП в 2007 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась ...
В книге раскрывается картина русских полярных исследований: от арктических ...