Россия / Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)

«Новая экономическая политика» (НЭП) — проводившийся в 1921–1929 годах экономический курс, сочетавший рыночно-налоговые методы взаимоотношений государства с частными производителями (прежде всего с крестьянством) и административное управление промышленностью.

Была разрешена свободная торговля, разрешалось частное предпринимательство. В частные руки перешли сотни предприятий лёгкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать большую часть тяжёлой промышленности и транспорт. Государственные предприятия объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств из государственных предприятий в частный сектор.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

НЭП закрепил важнейший социально-экономический итог революции — крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в 1922 году было закреплено советским законодательством. В России установился своеобразный бюрократический капитализм, но правящая партия стремилась построить на его основе новое социалистическое общество.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. Стремясь получить средства на борьбу с голодом, в феврале 1922 года правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. В Шуе начались волнения, верующие вышли защищать свои святыни, при столкновении с милицией и войсками были жертвы. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, были арестованы и преданы суду, многие казнены. Удар властей потряс сами основы Церкви. Часть священников во главе с А. Введенским выступила против Патриарха Тихона и потребовала поддержать идеи революции и «христианского социализма», договориться с большевиками. Новое движение — так называемое «обновленчество» — стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. В июне 1923 года Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к Церкви стало более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие и священники ожесточённо спорили по вопросам места Церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было ещё сильнее.

В 1922 году из России были насильственно высланы многие оппозиционно настроенные мыслители, учёные и общественные деятели самого широкого спектра (от философа Н. А. Бердяева до рабочего, лидера анархистов Г. П. Максимова).

Всего в эмиграции оказалось более миллиона подданных бывшей Российской империи. Несмотря на тяжёлые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века.

1922 год был урожайным — сказались и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы — введения стабильного «золотого червонца» в 1922–1924 годах. Но после первых успехов НЭП обнаружилась экономическая неустойчивость и хрупкость этой системы.

Большевистские идеи, которые помогли в условиях революции укрепиться диктатуре, в новых условиях нуждались в значительной коррекции, чтобы способствовать стабилизации режима. Вожди большевизма, приверженные прежним идеям, вытеснялись со своих позиций бюрократическим классом. Это определило динамику внутрипартийной борьбы 1920-х годов.

Идеальным организатором бюрократии стал избранный 3 апреля 1922 года на только что учреждённый пост Генерального секретаря ЦК И. В. Сталин. Осторожный прагматик, талантливый технолог власти, он казался прекрасным исполнителем. Однако, когда выяснилось, что Сталин может отстаивать точку зрения, отличную от ленинской, Ленин подверг его критике и предложил снять с поста (это предложение не было осуществлено).

30 декабря 1922 года из советских республик было сформировано единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Первоначально в него вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР).

В состав РСФСР и ЗСФСР вошли несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики. В 1936 году ЗСФСР была разделена на три республики, из которых первоначально была составлена.

Большая часть Средней Азии вошла в Туркестанскую АССР (ТАССР). Сохранялись Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики, формально находившиеся в союзных отношениях с РСФСР. К северу от ТАССР располагалась Киргизская (с 1925 года — Казахская) АССР. В 1924–1925 годов было проведено национально-государственное размежевание, по которому на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Кара-Киргизская автономная область (АО) в составе РСФСР (с 1926 года — Киргизская АССР, с 1936 года — ССР), Таджикская АССР в составе Узбекской АССР (с 1929 года — ССР). В 1936 году и Казахстан получил статус ССР. В 1936 году Каракалпакская АССР (преобразована из АО в 1932 году) передана Узбекистану.

При проведении территориальных размежеваний центр руководствовался экономическими соображениями и рекомендациями наиболее влиятельных партийных национальных групп, а не мнением населения, которое было перемешано в национальном отношении. Советская политика в этот период предполагала национальную консолидацию в рамках республик.

В январе 1924 года была принята Конституция СССР, повторившая декларацию и Договор об образовании СССР. Конституция 1924 года сохраняла принципы, заложенные в Конституции РСФСР 1918 года.

В 1928–1929 годах в России была проведена реформа административно-территориального деления: губернии, уезды и волости были заменены областями (а также краями, статус которых практически соответствовал областному) и районами. Статус автономных республик и автономных областей соответствовал областному. В 1930 году в составе некоторых областей и краёв были образованы 8 национальных округов малочисленных народов Севера. В 1931 году в РСФСР было 14 краёв и областей, 11 автономных республик, 14 автономных областей. Затем количество областей росло, а некоторые автономные области преобразовывались в автономные и даже союзные республики.

В 1924 году ряд уездов РСФСР были переданы БССР, что увеличило территорию Белоруссии более чем в два раза.

21 января 1924 года В. И. Ленин умер.

Когда попытки Коминтерна спровоцировать революции в Европе закончились крахом, идея мировой революции была отодвинута на дальнюю перспективу. Теоретик партии Н. И. Бухарин при поддержке И. В. Сталина обосновывал возможность построения социализма в одной стране.

Оставаясь единственной легальной политической организацией, партия большевиков оказывалась в центре разных воздействий со стороны различных социальных сил. Это приводило к развитию фракционности и подрывало монолитность партии — основу её власти. В 1923–1927 годах в РКП (б) (с 1925 года — ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)) действовала левая оппозиция во главе с Л. Д. Троцким, к которому присоединились также Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и их сторонники. «Левые» отстаивали радикальные принципы большевизма против прагматизма «центристов» (Сталин) и «правых» (Н. И. Бухарин, А. Н. Рыков и др.).

После организационного разгрома «левых» в руководстве партии и государства вновь разгорелась борьба. Неудача хлебозаготовок убедила Сталина и его сторонников в том, что модель НЭП, оправдавшая себя в короткий период 1924–1925 годов, не в состоянии обеспечить устойчивое развитие страны. Крестьянство не давало государству достаточного количества ресурсов, чтобы обеспечить дальнейший индустриальный рост. Существовавшая промышленность с трудом обеспечивала потребности СССР, и государству не на что было обменять у крестьянства достаточное количество хлеба рыночным путём. Для индустриального рывка нужен был хлеб, и Сталин решил взять его старыми военно-коммунистическими методами.

«Чрезвычайные меры» дали хлеб в 1928 году, но отбили у крестьян желание производить его «излишки». Производство продовольствия сократилось.

Действия Сталина вызвали острый конфликт в руководстве ВКП(б), «правые» критиковали Сталина на заседаниях руководящих органов, указывая на крестьянские восстания, вспыхнувшие вслед за действиями продотрядов. Сталин взял курс на ликвидацию НЭП путём индустриального рывка и превращения крестьян из самостоятельных хозяев в работников крупных «коллективных хозяйств» («колхозов»), подчинённых государству. Колхозы были нужны коммунистической партии, чтобы управлять крестьянством и таким образом получить продовольствие для обеспечения «строек пятилетки», для продажи на внешнем рынке, чтобы получить средства на закупку современной техники.


←   Назад  |   Образование СССР и период НЭП (1921–1929 годы)   |   Вперёд   →



 

Путевые воспоминания о Крыме / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.Путевые воспоминания о Крыме
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.
Город Смоленск в его прошлом и в настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года (издательство «С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов»).Город Смоленск в его прошлом и в настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
Занимательное мироведение в вопросах и ответах / Автор стремится своей книгой пробудить интерес к затронутым здесь отраслям науки, вызвать у читателя желание работать над собой, повышать свой культурный уровень. Книга отнюдь не является справочником или энциклопедией по астрономии, метеорологии, географии и другим дисциплинам. Давая ряд полезных сЗанимательное мироведение в вопросах и ответах
Автор стремится своей книгой пробудить интерес к затронутым здесь отраслям науки ...