Португалия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
24 апреля 1974 года в результате военного переворота был свергнут авторитарный режим Салазара — Каэтану. В последующие годы попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов не предпринималось.
В Португалии отсутствуют нелегальные сепаратистские или антиправительственные движения. Нет в стране и легальных сецессионистских движений. Потенциальный конфликт, связанный с мирандезским меньшинством, занимающим небольшую территорию на севере страны, был предупреждён благодаря предоставлению ему особого статуса, предполагавшего и признание мирандезского языка официальным в этом регионе.
Латентный территориальный конфликт Португалии с соседней Испанией имеет давнюю историю. Лиссабон не признает испанский суверенитет над землями Оливенсы вследствие расхождений в интерпретации Венской конвенции 1815 года (в ходе наполеоновских войн Португалия по условиям унизительного для неё мирного договора в Бадахосе уступала Испании часть территории на юго-востоке, включая важную в стратегическом отношении крепость Оливенсу). Территория Оливенсы граничит с португальской провинцией Порталегри. В 1988 году министр иностранных дел Португалии сделал открытое официальное заявление о том, что позиция страны по данному вопросу не подлежит изменению, а территорию Оливенсы Португалия де-юре считает своей. В результате совместные строительные проекты (в том числе строительство моста и дамбы) были заморожены, поскольку в случае их успешной реализации Португалия официально бы подтвердила легитимность нахождения Оливенсы под испанским суверенитетом.
Вплоть до 1988 года португальские города достаточно часто подвергались террористическим атакам — в первую очередь столица Лиссабон. Деятельность всех крупных террористических организаций, действовавших на территории Португалии, в настоящее время подавлена или добровольно прекращена.
Хотя за последние годы в Португалии не было совершено ни одного теракта политического характера, угроза терроризма все же сохраняется, что прежде всего связано с внешнеполитической деятельностью страны. Так, в преддверии футбольного чемпионата Евро-2004 «Аль-Каида» заявила о намерении подвергнуть Португалию террористической атаке во время соревнований. Вслед за правительством социалистов в Испании (где в марте 2004 года «Аль-Каида» организовала масштабные теракты в Мадриде) Португалия, опасаясь терактов накануне всеобщих парламентских выборов в 2005 году, приняла решение о выводе своего воинского контингента из Ирака.
Террористическая угроза возникла и в 2007 году в связи с началом председательства Португалии в ЕС, причём на этот раз она исходила со стороны баскской сепаратистской организации ЭТА. В частности, в июне 2007 года на границе с Испанией был обнаружен автомобиль со взрывчаткой. Это повлекло за собой повышение мер безопасности, а также способствовало развитию двусторонних связей Португалии и Испании в сфере борьбы с терроризмом: в частности, было принято решение о создании на двусторонней основе специального подразделения по противодействию ЭТА.
В стране проживает сравнительно большая по численности мусульманская община, однако тенденций роста радикальных настроений среди португальских мусульман и выступлений исламских экстремистов замечено не было, хотя данные полиции о случаях конфискации экстремистской исламской литературы свидетельствуют о ведении исламистами подпольной пропаганды. Есть сведения об использовании территории Португалии в качестве транзитного маршрута при подготовке терактов различными международными террористическими организациями (в том числе «Аль-Каидой» и нидерландской «Хофстадской сетью», которая ранее была замечена в попытке подготовить теракт на территории самой Португалии).
Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Португалии является относительно невысоким.
Исследование «Глобальный барометр коррупции — 2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы социальной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Португалии наиболее коррумпированными население посчитало политические партии (4,1 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный уровень коррумпированности), органы законодательной власти, сферу частного бизнеса, налоговые органы (по 3,6), судебную систему (3,4), полицию и систему здравоохранения (по 3,2), СМИ (3,0).
По оценке португальского правительства, общее миграционное сальдо является удовлетворительным: в настоящее время не предпринимается интервенций с целью корректировки объёмов иммиграции или эмиграции.
Проблема «утечки мозгов» (высококвалифицированных менеджеров и учёных) традиционно является болезнью Португалии. Неспособность страны обеспечить необходимые финансовые, карьерные и социальные условия для специалистов вызывает утечку человеческого потенциала страны преимущественно в Бразилию и страны ЕС.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс человеческого развития потенциала в Португалии в 1975–2000 годах
- Язык
- Португалия в древности и Средние века
- Ависская династия (1385–1580 годы)
- Браганская династия
- Португалия в XIX веке
- Португалия в XX веке
- Португалия в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государств (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Ассамблее Республики по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической си-стемы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Португалии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Португалии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной ...
В пособии изложены характеристики природы каждого из океанов Земли, даны общие ...