Португалия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Глава государства — президент — избирается прямым всеобщим тайным голосованием сроком на пять лет и не может занимать пост более двух сроков подряд. Президент назначает председателя правительства — премьер-министра — с согласия парламента. Он также назначает и освобождает от должности членов кабинета министров, но по предложению премьер-министра. Конституция не фиксирует жёстких критериев отбора членов кабинета и премьер-министра, однако ст. 187 подчёркивает, что решения о назначении тех или иных кандидатов на указанные посты должны приниматься по результатам последних парламентских выборов (формально премьер, как и остальные министры, не обязан быть членом победившей партии и не зависит от парламентского большинства). На практике же часто имеют место коалиционные правительства, и в подобных случаях, как правило, большая часть кабинета и премьер являются членами победившей партии или коалиции партий, а остальные министры представляют оппозицию.
Согласно ст. 133 и 172, Ассамблея Республики может быть распущена решением президента по истечении 6-месячного срока работы новоизбранного парламента. Вето президента в отношении законопроекта может быть преодолено АР, если она подтверждает своё первоначальное решение абсолютным большинством голосов депутатов. После этого в течение 8 дней президент обязан промульгировать отклонённый им ранее парламентский акт. Процедура привлечения главы государства к ответственности может быть инициирована 1/5 депутатов парламента при поддержке большинством в 2/3 голосов (ст. 130). После этого окончательное решение о виновности принимает Верховный суд.
Правительство является важнейшим звеном в механизме государственной власти. Ст. 182 конституции определяет его как орган по осуществлению общей политики и высший орган государственного управления. В конституции содержится перечень вопросов, по которым парламент может уступить свою компетенцию правительству, в том числе делегировать ему свои законодательные полномочия (ст. 161). Премьер-министр и кабинет министров функционируют по принципу коллективной ответственности. Отклонение парламентом программы правительства, несогласие парламента с деятельностью последнего (непринятие им вотума доверия, одобрение резолюции порицания абсолютным большинством полномочных депутатов) влекут за собой отставку кабинета министров. В большинстве случаев член правительства не может быть задержан или арестован без разрешения Ассамблеи Республики, а при возбуждении уголовного дела против члена правительства и предъявлении ему официального обвинения именно парламент выносит решение о временном освобождении его от своих обязанностей (ст. 196).
Согласно ст. 167 конституции, законодательная инициатива и инициатива проведения референдума входят в компетенцию депутатов, парламентских групп, правительства, групп граждан, обладающих избирательными правами. Принятие законов, затрагивающих автономные субъекты Португалии, должно быть согласовано с местными законодательными органами.
Суд является официально независимым — за исключением особых случаев, предписанных законом, судьи не могут быть досрочно отправлены в отставку (ст. 216). КС наделён весьма широкими полномочиями, важнейшее из которых — контроль над законностью и конституционностью нормативно-правовых актов и международных договоров — реализуется в ходе осуществления процедур предварительного контроля, конкретного контроля, а также абстрактного контроля (ст. 278, 280–281). В полномочия КС входит дача заключения о невозможности президента по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, удостоверение наличия временных препятствий для исполнения им своих полномочий; удостоверение законности конституирования политических партий и их коалиций, а также оценка законности их названий, аббревиатур, наименований и символов и принятие решения об их роспуске и так далее (ст. 223).
Институциональный дизайн Португалии подразумевает систему разделения и взаимодействие ветвей власти, характерное для так называемых смешанных (парламентско-президентских) республик. В целом конституционные основы создают предпосылки для одновременного сотрудничества и конкуренции всех ветвей власти. Политическая система характеризуется сильными и взаимозависимыми исполнительной и законодательной властями.
Конституция предусматривает наличие консультативного органа, стимулирующего эффективный демократический переговорный процесс и создающего платформу для предупреждения политических кризисов и разрешения внутригосударственных противоречий, — Государственного совета. Формально Государственный совет — совещательный орган при президенте, однако его роль в принятии государственных решений достаточно высока.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс человеческого развития потенциала в Португалии в 1975–2000 годах
- Язык
- Португалия в древности и Средние века
- Ависская династия (1385–1580 годы)
- Браганская династия
- Португалия в XIX веке
- Португалия в XX веке
- Португалия в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государств (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Ассамблее Республики по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической си-стемы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Португалии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Португалии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Это рассказ о суровой природе Новосибирских островов, о их своеобразном животном ...
Книга написана почвоведом, доктором географических наук В.М.Фридландом, ...
Писатель-географ раскрывает красоту и богатство природы нашей страны (СССР), ...