Португалия / Конституционные основы, характеристика формы правления
В настоящее время в Португалии действует конституция 1976 года принятая в результате «революции гвоздик». Новая конституция в своей первой редакции объявила Португальскую Республику «демократическим государством, в котором суверенитет принадлежит народу, уважаются и гарантируются основные права и свободы граждан, существует свобода слова и плюрализм демократических политических организаций» (ст. 2). В долгосрочном плане целью государства провозглашалось построение бесклассового общества (ст. 1), на повестку дня конституция поставила «обеспечение перехода к социализму для осуществления власти трудящихся» (ст. 2).
Конституция 1976 года действует уже более 30 лет, однако её положения регулярно пересматривались и корректировались. В общей сложности поправки в текст конституции вносились шесть раз: в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001 и 2004 годах. Поправки к конституции 1982 года касались прежде всего трёх основных вопросов: определения социально-экономического развития страны, целей аграрной реформы и системы органов государственной власти. Поправки позволили провести деидеологизацию некоторых положений конституции, ограничить полномочия президента, заменить Революционный совет, куда входили исключительно военные, гражданским Государственным советом. В изначальной редакции конституции (разд. III) Революционному совету предоставлялись значительные полномочия, уступавшие лишь президентским, в то время как Ассамблее Республики отводилась минимальная роль. Часть полномочий Революционного совета перешла к новому институту судебной власти — Конституционному суду.
Дальнейший пересмотр конституции в 1989 году стал предметом острых политических дискуссий и стал возможен в результате соглашения между двумя влиятельными политическими силами страны — Социал-демократической и Социалистической партиями. Изменения в конституции были призваны либерализовать экономику страны путём разрешения денационализации банков и предприятий (согласно первоначальному тексту конституции 1976 года национализация имела необратимый характер).
Необходимость принятия поправок к конституции 1992 году объяснялась в основном процессом интеграции Португалии в политическое и правовое пространство единой Европы. Так, в частности, постоянно проживающие в Португалии граждане стран — членов ЕС получили право, при условии взаимности, избирать депутатов Европейского парламента и быть избранными в качестве таких депутатов. Далее пересмотр конституции в 1997 году позволил адаптировать документ для дальнейшей интеграции Португалии в Европейский союз, в том числе расширив полномочия национальной легислатуры и предоставив гражданам страны право законодательной инициативы.
Последние по времени конституционные изменения 2004 года существенно расширили полномочия автономных регионов Азорских островов и архипелага Мадейра.
Конституция 1976 года подразумевает, что изменения и поправки могут вноситься главным законодательным органом страны — Ассамблеей Республики (АР). АР может вносить поправки не чаще чем раз в пять лет, однако решение об изменении Конституции может быть принято досрочно в случае поддержки его большинством голосов в количестве 4/5 от общего числа депутатов. Все предложения о внесении поправок в конституцию вносятся депутатами АР и аккумулируются в единый процесс пересмотра конституции, в случае если подобные предложения получили поддержку в 2/3 голосов. Президент республики не обладает полномочиями препятствовать внесению поправок. Изменения не могут затрагивать демократические и социальные устои государства и быть приняты в период объявленного чрезвычайного положения в стране.
Согласно шестому изданию конституции 2004 года, Португалия является суверенным правовым демократическим государством с республиканской формой правления. Конституция гарантирует соблюдение прав и свобод человека, принцип разделения и взаимозависимости властей, в качестве общенациональной цели ставит достижение высоких показателей социального, экономического и культурного развития в рамках партиципаторной демократии. В конституции закреплён принцип равенства полов (ст. 9).
Выборы проходят путём тайного прямого голосования. Политические партии признаются основным институтом представительства. Конституция запрещает смертную казнь и пытки. Признается право граждан на защиту частной собственности. В стране действуют свободы слова и печати. Церковь официально отделена от государства, провозглашён принцип свободы вероисповедания. Конституция гарантирует право граждан на создание ассоциаций и объединений и проведение демонстраций. Все дееспособные граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса. Конституция гарантирует право на забастовку и запрещает локаут.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс человеческого развития потенциала в Португалии в 1975–2000 годах
- Язык
- Португалия в древности и Средние века
- Ависская династия (1385–1580 годы)
- Браганская династия
- Португалия в XIX веке
- Португалия в XX веке
- Португалия в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государств (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Ассамблее Республики по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической си-стемы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Португалии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Португалии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Санкт-Петербург-Москва, начало ХХ века. Издание Товарищества М. О. Вольф. ...