Португалия / Португалия в XX веке
Распространение и укоренение идей либерализма и республиканизма происходило под влиянием европейского опыта (провозглашение республики в Испании в 1868 году и во Франции в 1870 году). Благоприятную среду эти идеи находили в среде нарождающегося нового класса, особенно в крупных городах, в среде нового поколения, получившего университетское образование.
Революция, покончившая с монархией, началась в ночь с 3 на 4 октября 1910 года. Последний король Португалии Мануэл II покинул страну, и к власти пришло Временное правительство, которое обеспечило правление на период разработки проекта новой конституции и среди прочих реформ приняло законы о семье, о разводе, об отделении церкви от государства. Принятая в 1911 году республиканская конституция учредила новую модель государственного устройства. Парламент остался двухпалатным, однако была введена практика прямых выборов в нижнюю палату (Ассамблею Республики), депутаты которой избирались на 3 года. Верхняя палата — Сенат — являлась своего рода органом территориального представительства заморских территорий Португалии. Её членов избирали на 6 лет из депутатов нижней палаты, при этом избирательным правом обладало лишь мужское население, по-прежнему сохранялся имущественный ценз. По форме правления Португалия стала парламентарной республикой, в которой глава государства — президент — избирался парламентом на 4 года.
Новой власти не удалось искоренить порочные электоральные практики прошлого: после избрания депутатов нижней палаты новые элиты (в особенности чиновничество) быстро консолидировались в замкнутые клиентелы. Широко распространённая коррупция начала разрушать устои новой политической системы. Государственный долг Португалии достиг небывалого размера, экономику подтачивала инфляция. Кроме того, проведённых либеральных реформ оказалось недостаточно, порой их претворение в жизнь встречало сопротивление на местах. Многие феодальные пережитки сохранялись, общественное сознание не смогло до конца воспринять новые ценности. Участие Португалии в Первой мировой войне было ограниченным, поскольку из-за нестабильности внутри страны мобилизация военных ресурсов для помощи Антанте была сильно усложнена. В результате, согласно Версальскому мирному договору 1919 года, Португалия получила лишь небольшую часть территории Германской Восточной Африки.
Уже к 1918 году в Португалии образовалось новое движение, ставшее идеологической предпосылкой последовавшей авторитарной трансформации политической системы. Идеи и действия президента Сидониу Паиша легли в основу нового португальского национализма, который во многом предвосхитил фашистский режим Италии. Сложный синтез патриотических националистических идей и монархическо-клерикальных традиций привёл к объединению элит (в первую очередь военных) в ярко выраженную консолидированную группу сторонников авторитаризма. В 1926 году политический кризис достиг своего апогея: правительство Антониу Мария ди Силвы было свергнуто в результате военного переворота. В 1927 году. в результате плебисцита президентом (фактически диктатором) был избран генерал Ошкара Кармона.
Оказавшись у власти, военные быстро обнаружили собственную некомпетентность в деле достижения стабилизации политической системы, а главное — в разрешении глубочайшего экономического кризиса. В 1928 году в целях преодоления кризиса на пост министра финансов был назначен талантливый экономист и университетский преподаватель Антониу ди Оливейру Салазар. Салазар принадлежал к Академическому кружку христианской демократии и участвовал в создании в рамках движения португальской католической интеллигенции Католической партии, основанной на доктрине католического корпоративизма Папы Льва XIII. Будучи министром финансов, Салазар смог в кратчайшие сроки ликвидировать колоссальный бюджетный дефицит за счёт введения режима жёсткой экономии. Ему удалось завоевать широкую популярность среди политических элит и народа.
В 1932 году Салазар был назначен председателем Совета министров и стал одним из создателей так называемого Нового государства, просуществовавшего вплоть до революции 1974 года. Была создана единая государственная партия Национальный союз, в рамках которой Салазару удалось интегрировать представителей монархистов, ратовавших за реставрацию Браганской династии, консервативную буржуазию, церковную элиту, стремившуюся вернуть себе былое влияние. Консенсус с военными был найден прежде всего за счёт увеличения их доли в бюджете — общая сумма военных расходов превысила 23 %. В 1933 году был проведён плебисцит по проекту конституции, разработанному правительством. Конституция 1933 года в целом сохранила прежние основные институты законодательной и исполнительной власти.
Новая конституция определяла Португалию как «унитарную корпоративную республику» с сильной президентской властью. Президент избирался прямым голосованием сроком на 7 лет, однако избирательное право ограничивалось финансовым цензом (для мужчин он составлял не менее 200 эскудо подоходного налога, для женщин — минимум 100 эскудо). Таким образом, избирательным правом обладали всего лишь около 15 % населения. Двухпалатный парламент наделялся широкими полномочиями, но фактически институционализация одной государственной партии приводила к перераспределению полномочий в пользу исполнительной власти. Реальной законодательной инициативой обладало правительство, в то время как представительные органы власти носили скорее декоративный характер. Раздел, посвящённый основным правам и свободам граждан, внешне выглядел внушительным, однако в конституции присутствовало положение о возможности введения цензуры в интересах народа, а принятые позднее подзаконные акты существенно урезали провозглашённые в Основном законе политические права и свободы.
Особого внимания заслуживает инновационное введение так называемого «гремиу», своеобразного института контроля над частной экономической деятельностью и настроениями ремесленников, и народных домов для контроля над настроениями крестьянства. В сочетании с принятым законом о запрете профсоюзов на малых предприятиях, которые преобладали в стране, все это позволило существенно усилить систему государственного контроля над обществом. Идеологической платформе Нового государства Салазар придавал огромное значение. Португальский национализм носил сравнительно миролюбивый надклассовый характер, корпоративизм же восходил к исконным традициям католической церкви, роль которой в новой системе существенно возросла.
В пропаганде использовался лозунг «трёх Ф»: фашизм (заимствование у союзных Португалии режимов 1930-х годов), футбол (увлечение населения не политикой, а спортом) и Фатима (место, где, согласно легенде, в 1917 году явилась Богоматерь, продемонстрировав особую роль Португалии в христианском мире). Экономическая стратегия авторитарного режима Салазара делала упор преимущественно на освоение заморских колоний, порой в ущерб индустриализации метрополии. Во время Второй мировой войны Лиссабон вёл двойную игру, одновременно поставляя сырье (в первую очередь вольфрам) обеим воюющим сторонам. Когда победа союзников стала вероятной, Португалия предоставила США территорию Азорских островов для создания там военно-морской базы. По итогам войны салазаровская Португалия (как и франкистская Испания) оказалась в дипломатической изоляции, однако ей было разрешено присоединиться к «плану Маршала».
В 1949 году страна вступила в НАТО: салазаровский антикоммунизм соединился здесь с традиционной атлантической ориентацией во внешней политике на Великобританию (а затем и США) и стремлением Португалии обогнать на внешнеполитической арене свою давнюю соперницу — Испанию. В области экономики, несмотря на преодоление кризиса, в котором страна пребывала в первой половине XX веке, существенного прогресса достигнуто не было. Введение шестилетних планов социально-экономического развития («шестилеток») в 1953 году позволило дать заметный толчок промышленности, однако ожидавшегося экономического подъёма не последовало: стагнация сельского хозяйства продолжалась. Роль иностранных инвестиций сохранялась: после войны Португалия получила крупные кредиты от Великобритании, а в 1970-х годов — от ФРГ.
Оппозиция режиму росла вместе с растущим средним классом, что особенно проявилось после 1945 года. События избирательной кампании 1958 года, когда мелкая и средняя буржуазия в городах поддержала генерала Умберту Делгадуг подтолкнули Салазара принять решение обезопасить уязвимый институт выборов, введя закон об избрании президента республики коллегией выборщиков во избежание будущих кризисов. Тем временем обострялась проблема заморских территорий. В 1961 году Гоаг Диу и Даман были оккупированы индийскими войсками. На африканских территориях вспыхнули освободительные движения. Это вынудило Португалию содержать в Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике значительные воинские контингенты, и военные расходы превышали 40 % государственного бюджета. Ситуация окончательно ухудшилась, когда в 1968 году Салазар перенёс тяжёлый инсульт, а его преемником во главе правительства стал Марселу Каэтану, который не обладал волевыми качествами своего предшественника и тем более способностями найти выход из кризиса.
К началу 1970-х годов недостаток государственного финансирования и значительные потери вооружённых сил во время боевых операций в колониях лишили карьеру военного привлекательности в глазах буржуазии, которая традиционно поддерживала Салазара. Офицерами становились провинциалы и выпускники университетов, в среде которых царили революционные идеи. Постепенно сложилась прослойка офицеров нового поколения, получивших военный опыт и испытывающих глубокую антипатию к режиму, который, помимо прочего, не обеспечивал финансового благосостояния их семьям. Этим военным оказались близки идеи социализма и коммунизма. В 1973 году возникло Движение капитанов, или Движение Вооружённых Сил (ДВС). 25 мая 1974 года правительство Каэтану было свергнуто в результате военного переворота.
← Назад | Португалия в XX веке | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс человеческого развития потенциала в Португалии в 1975–2000 годах
- Язык
- Португалия в древности и Средние века
- Ависская династия (1385–1580 годы)
- Браганская династия
- Португалия в XIX веке
- Португалия в XX веке
- Португалия в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государств (президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Ассамблее Республики по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической си-стемы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Португалии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Португалии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...