Португалия / Португалия в древности и Средние века

Следы первых найденных поселений на территории современной Португалии датируются VII тысячелетием до нашей эры. На протяжении истории эти земли завоёвывались различными племенами, в частности в период с 1500 по 1000 годы до нашей эры — иберами.

В XII веке до нашей эры на Пиренейском полуострове обосновались финикийцы, торговавшие серебром, медью и оловом. В VIII–VI веках до нашей эры западную часть полуострова заселили кельты, которые смешались с местными иберийскими племенами. В VII веке до нашей эры ряд колоний на территории полуострова основали греки. В результате победы над Карфагеном Рим начал завоевание территории Пиренейского полуострова. Запад полуострова был завоёван после подавления восстания Вириата в 139 году до нашей эры Рим образовал на территории будущей Португалии провинцию Лузитания.

После подавления последних очагов сопротивления римляне перешли к романизации региона. Были внедрены система римского права, а также имперская система управления. Началось активное строительство дорог, основывались и росли города, в частности административный центр провинции Олиссипо (ныне Лиссабон) и город Эбора, где был учреждён первый лузитанский сенат. В 212 году нашей эры по эдикту Каракаллы жители крупных городов получили римское гражданство. Христианство получило распространение в Португалии в начале III века. В городах образовывались христианские общины, которые быстро разрастались, набирая влияние.

В 406 году на территорию Пиренейского полуострова вторглись германские племена, преимущественно свевы и вандалы. Свевы заняли территорию римской провинции Лузитания, в то время как вестготы, вытеснившие племена вандалов, обосновались на оставшейся части Иберийского полуострова. Власть Рима окончательно была свергнута в 468 году. В 585 году вестготы покорили свевов.

В 713 году на полуостров вторглись арабы и берберы (их стали называть маврами) под предводительством Тарика ибн Зияда. В течение нескольких лет сопротивление вестготов и свевов было подавлено на всей территории, за исключением небольшой горной местности на северо-западе полуострова — Астурии, где продвижение мусульман было остановлено в 718 году в битве при Ковадонге. Мусульмане установили свои порядки, привнеся существенные изменения в политическое и культурное развитие Лузитании. Достижения мусульманского Востока сказались на модернизации лузитанских земель: создавались школы, библиотеки, развивалась наука, особенно математика, строились ирригационные сооружения, необходимые для ведения сельского хозяйства в засушливых районах. На этом этапе ислам ещё мирно сосуществовал с христианством. В более поздние времена, когда в XI веке Кордовский халифат пришёл в упадок, нетерпимость мусульман к иноверцам возросла.

Примерно в этот же период христианские племена, проживавшие на территории Астурии к северу от реки Дору, стали постепенно отвоёвывать Галисию. Их успеху способствовала смерть Аль-Мансура, правителя Кордовского халифата (на Западе его называли Альмансором), после чего халифат распался на независимые мусульманские города, уязвимые для организованного наступления христиан с Астурийских земель и Страны Басков, сыгравшей важнейшую роль в период освобождения Иберийского полуострова — Реконкисте. В 1095 Анри (Энрикеш) Бургундский получил титул графа в рамках Леоно-Кастильского королевства. Жалуя городам и деревням форалы (документы обычного права, аналогичные испанским фуэро и французским кутюмам, которые регламентировали правовые отношения населения с центральной властью), Анри Бургундский обрёл легитимность в глазах большинства населения Лузитании. На территории нынешней Португалии Реконкиста завершилась в 1250 году полным изгнанием мавров (на остальной части Пиренейского полуострова она продолжалась вплоть до 1492 года).

В 1139–1143 годах граф Афонсу, незадолго до этого (1134 год) одержавший «чудесную» победу при Оирики, создал королевство Португалия. В 1179 году независимый статус Португалии был официально подтверждён папой Александром III, что было необходимым актом легитимизации и легализации режима не только внутри страны, но и на всем христианском пространстве (до этого Святой престол признавал Португалию в качестве «земли», которую мог возглавлять герцог, но не король). В период Реконкисты католическая церковь благословляла войны с мусульманами.

Бургундская королевская династия (1143–1383 годы).

В ходе отвоевания земель у мавров была сформирована военизированная сословно-представительная монархия во главе с сувереном, опиравшимся на поддержку церкви. На завершающем этапе Реконкисты существовали четыре основных сословия: дворяне во главе с королём, священники, свободное незнатное население (вилланы) и зависимые крестьяне. По завершении Реконкисты были введены такие феодальные институты, как фьефы и майораты. Майораты были неотчуждаемы от рода, а обладатели фьефов облагались тяжёлой повинностью. Кроме того, сформировалась португальская традиция зависимых институтов судебной власти: в каждой сеньории последним словом всегда обладал король. В XIII веке королевская власть вела борьбу против сепаратизма феодалов, сложилась практика изъятия земель (в рамках пересмотра законности их дарования).

Вместе с тем в этот период успешно развивалось хозяйство — в Португалии проводилось около 30 ярмарок, расширялась торговля с Англией (уже в конце XII века английские купцы получили статус неприкосновенности в португальских землях, а в 1353 году был подписан договор о безопасности торговли с английским королём Эдуардом III), Фландрией, Италией, Францией и Испанией. Выгодное географическое положение позволило Португалии стать своеобразным мостом между странами Северной Европы и Средиземноморьем. Важную роль играло кораблестроение. Португальские галеоны и каравеллы славились на всю Европу, португальцы стали изобретателями самого типа корабля-каравеллы. Постепенно образовался значительный бюрократический аппарат, необходимый для централизованного контроля в условиях слабых и неразвитых представительных институтов. Среди чиновников коррупция не была редкостью, при этом многие важные решения в городах и деревнях принимались в церквях.

Все это усиливало клерикализацию общества и закрепляло за церковью неформальный статус законодательного института. Образование как главный источник формирования культуры португальцев полностью было монополизировано церковью.

В 1254 году были созданы кортесы — первые официальные представительные институты, служившие своеобразной площадкой урегулирования конфликтов с набиравшими силу горожанами. Кортесы состояли из представителей знати, церковной элиты и горожан. В XIV веке роль кортесов ещё более возрастает с ростом значения и влияния городов в жизни страны. XVI век оказался нелёгким для Португалии — частые войны, неурожаи и эпидемии стали причинами продолжительного политического кризиса и экономического упадка.


←   Назад  |   Португалия в древности и Средние века   |   Вперёд   →



 

Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе / Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени незаурядный: выходец из старинного дворянского рода, писатель, полиглот, учёный-исследователь, библиофил, коллекционер, путешественник, государственный деятель. В 1812 году в Бородинском сражении потеряв ногу, он, тем не менПутешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...
О золотоносных россыпях мариинского округа Томской губернии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года (издательство «Томск»).О золотоносных россыпях мариинского округа Томской губернии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года ...
Распределение плотности в атмосфере / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Гидрометеоиздат»).Распределение плотности в атмосфере
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...