Польша / Особенности законодательной власти
Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Сейма и Сената. На совместных заседаниях Сейм и Сенат действуют как Национальное собрание (ст. 114).
Сейм состоит из 460 депутатов, Сенат — из 100 сенаторов. Депутаты парламента избираются сроком на 4 года.
Сейм возглавляет маршал Сейма, который избирается из числа депутатов. В рамках Сейма создаются профильные комитеты (ст. 110).
Депутаты Сейма обладают правом законодательной инициативы. Такой инициативой обладают также члены Сената, президент, Совет министров. Законопроект может быть представлен гражданами (не менее 100 тысяч человек) (ст. 118).
Сейм рассматривает законопроекты в рамках трёх чтений. Законопроект принимается простым большинством при условии присутствия половины состава Сейма (ст. 120). Затем законопроект направляется в Сенат, который при условии абсолютного большинства голосов может принять его с поправками, без поправок или не принять его. Затем законопроект отправляется на подпись президенту.
Баланс полномочий между Сеймом и Сенатом смещён в сторону Сейма. Помимо широкого спектра возможностей влияния на исполнительную власть, Сейм принимает государственный бюджет и экономический план. Кроме того, вето Сената на законопроекты может быть отклонено абсолютным большинством депутатов Сейма (ст. 121).
Общие принципы функционирования избирательной системы Польши отражены в конституции страны 1997 года. Ст. 62 (п.1) даёт право всем гражданам, достигшим 18 лет, участвовать в референдумах, а также в парламентских и президентских выборах. Ряд положений конституции устанавливает принципы выборов президента страны. Согласно ст. 127, президент страны должен быть избран на всеобщих и равных выборах на 5 лет, а также может быть переизбран на один срок. Возраст кандидата должен составлять не менее 35 лет. Кандидат в президенты должен собрать не менее 100 тысячей подписей в свою поддержку. Ст. 127 определяет возможность проведения двух туров президентских выборов: если кандидат получает более половины голосов избирателей, то он побеждает в первом туре. В случае набора меньшего количества голосов должен быть проведён второй тур, в котором соревнуются два кандидата, занявшие первое и второе места в первом туре. Если президент в силу установленных обстоятельств (смерть, болезнь, отставка) не может исполнять свои обязанности, то его полномочия исполняет председатель Сейма до проведения следующих выборов (ст. 131). На уровне статута президентские выборы регулируются Законом о выборах президента, принятого в 1990 году.
Ст. 96 и 97 конституции устанавливают принципы выборов в законодательные органы власти — Сейм и Сенат. Выборы в Сейм должны быть пропорциональными, равными, всеобщими и прямыми. Голосование должно быть тайным. Выборы в Сенат должны быть тайными, всеобщими и прямыми. Ст. 98 устанавливает четырёхлетний срок работы обеих палат парламента. Кроме того, определяются возрастные ограничения для депутатов: в Сейм могут баллотироваться те, кто имеет право голоса и кому исполнился 21 год. В Сенат могут избираться имеющие право голоса и достигшие возраста 30 лет (ст. 99).
Первый закон, устанавливающий демократические выборы в Сейм, был принят в 1989 году. Этот закон предоставлял оппозиционным партиям и независимым кандидатам 35 % мест в парламенте. В 1991 году был принят новый закон, который установил выборы в Сейм по пропорциональной системе, а выборы в Сенат — по мажоритарной системе. В 1993 году принимается новый закон, направленный на преодоление партийной фрагментации в Сейме. Для выборов в Сейм закон установил электоральные барьеры: чтобы получить места в нижней палате, партия должна набрать 5 %, а коалиция — 8 % голосов избирателей. Партии, набравшие более 7 %, получают премиальные места. 391 депутат Сейма избирается в 37 избирательных округах, а 69 — по партийным спискам. Уточняется и порядок выборов в Сенат: каждое воеводство избирает по 2 сенатора. Варшава и Катовице выбирают по 3 сенатора. В 2001 году принят новый закон о выборах в Сейм и Сенат, не предполагающий, однако, радикальных изменений.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Польше в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение Польского государства и феодальная раздробленность
- Объединение польских земель
- Выборные короли и упадок государства
- Разделы Речи Посполитой и иностранное правление
- Польша в период между мировыми войнами
- Польша в годы Второй мировой войны
- Польша в 1960–1980-х годах
- Польша в посткоммунистический период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1989–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1989–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Польши в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Польши в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге рассматриваются особенности структуры биогеоценозов, сукцессии ...
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...