Норвегия / Арктическая политика Норвегии
Наличие в водах Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана значительных природных запасов издавна вызывало в циркумполярном регионе конфликтные ситуации разной степени интенсивности. Изначально их участников интересовали промысловые богатства северных вод (рыба, морские млекопитающие). В дальнейшем, по мере проведения геологоразведочных и прогностических работ, внимание целого ряда государств привлекли и энергетические полезные ископаемые.
Кроме того, важной причиной конфликта неоднократно становились и потенциальные стратегические выгоды, определявшиеся географическим положением северных вод и прилегающих к ним участков суши. Эти воды и территории могли использоваться как для нужд мирного транзита (в основном торгового), так и для решения военных задач (разведка и непосредственное нападение с использованием ВМФ, ВВС и РВСН).
Задолго до установления норвежского суверенитета над архипелагом Шпицберген его территория стала театром военных действий между англичанами и голландцами в ходе так называемых «китовых войн» XVII века.
Длительное пребывание Норвегии в качестве объекта международных отношений предопределило сравнительно позднее её вступление в преимущественно невоенный конфликт за богатства Севера. Главными контрагентами норвежцев стали Россия на востоке региона и Дания — на западе.
Ещё находясь в унии с Данией (и позже — со Швецией), Норвегия принимала косвенное участие в осуществлении антироссийской политики на Севере. Так, в 1623 году норвежцы участвовали в акции устрашения, осуществлённой датчанами с целью получить от России Кольский полуостров. В 1854 году норвежские суда, экипажи которых обладали хорошим знанием навигации в местных водах, осуществляли функции проводников для сил британского ВМФ, действовавших против российских поселений на берегах Белого моря. Транспортные мощности норвежского торгового флота также использовались странами антироссийской коалиции в ходе Крымской войны.
Исследователями отмечается, что отношения между рядовыми норвежцами и населением Русского Севера носили в основном конструктивный характер, характеризовавшийся довольно активным товарооборотом. Российские власти доброжелательно относились к этим контактам, особенно до тех пор, пока русские поморы доминировали в торговле.
По мере падения (примерно с 1820 года) роли поморской торговли, носившей традиционный характер, и роста экономического превосходства норвежцев, опиравшихся на последние достижения капиталистических методов хозяйствования, у руководства Российской империи стало складываться представление об угрозе односторонней экспансии Норвегии, которая могла иметь далеко идущие последствия. В пользу этого предположения свидетельствовали и конфликтные ситуации, постоянно возникавшие между российскими и норвежскими предпринимателями, в том числе и на ниве контрабандного промысла.
Среди ответных действий российских властей следует особо отметить так называемый Северный поход 1870 года, призванный осуществить всестороннюю разведку положения в циркумполярном регионе (в экспедиции участвовал великий князь Алексей Александрович), и заселение в том же году Северной Земли ненцами, устранившее угрозу закрепления на архипелаге норвежцев.
Окончание Первой мировой войны позволило заинтересованным сторонам начать новый этап исследования и раздела Арктического региона. Первым эпизодом, непосредственно затрагивавшим интересы Норвегии, стало определение статуса архипелага Шпицберген. Конфликтные ситуации там возникали уже с 1906 года, когда на островах начали деятельность первые горнодобывающие компании. В 1912 году участниками освоения была подписана предварительная конвенция, запрещавшая на архипелаге деятельность государственных структур. В том же году Российская полярная экспедиция закрепила на архипелаге элементарное национальное присутствие, что стало основанием для возвращения России после завершения основного этапа Гражданской войны.
В 1920 году страны Антанты (а также Дания, Швеция и Нидерланды) подписали Парижский договор (так называемый Шпицбергенский трактат), определявший статус архипелага. На него распространялся полный и абсолютный суверенитет Норвегии, однако суда и граждане государств — участников договора (СССР стал таковым в 1935 году) допускались к освоению природных ресурсов архипелага на одинаковых основаниях. С 1925 года Шпицберген официально стал частью норвежской территории.
Сразу после снятия вопроса о Шпицбергене на повестку дня вышло норвежско-канадское урегулирование.
Ещё в 1898 году норвежский корабль «Фрам» достиг острова Элсмир (ныне в составе Канады), где команда провела детальное картографирование как самого острова, так и более мелких островов, расположенных рядом. В 1902 году капитан «Фрама» Отто Свердруп довёл до сведения норвежских властей, что эти острова отныне являются владениями Норвегии. Поскольку в то время ни канадские, ни норвежские правящие круги не уделяли особого внимания полярным территориям, факт аннексии не имел никаких практических последствий для обеих сторон. Только спустя два десятилетия Канада приняла меры по устранению иностранного (пусть и номинального) присутствия к северу от своих заселённых территорий, добившись к 1930 году от Норвегии официального отказа от владений.
Наиболее жёсткими конфликтами из-за территорий и ресурсов в 1920–1930-х годах стали датско-норвежский спор о статусе Восточной Гренландии и «тюленья война» между Норвегией и Советским Союзом.
В 1931 году группа из нескольких норвежцев провозгласила норвежский суверенитет над востоком Гренландии, ссылаясь как на то, что остров долгое время принадлежал Норвегии, так и на более активное присутствие норвежских промысловиков в этой части острова. Вскоре эта инициатива была поддержана властями королевства, что вызвало трения с Данией. Действия норвежской стороны не получили одобрения международного сообщества, и по решению Постоянной палаты Международного правосудия оккупация была прекращена с установлением суверенитета Дании над всей территорией острова.
В 1920–1936 годах между СССР (до 1922 года — РСФСР) и Норвегией шла с перерывами так называемая «тюленья война», в ходе которой норвежские охотники на морского зверя, незаконно промышлявшие в советских территориальных водах, получали поддержку со стороны норвежского ВМФ (его корабли обстреливали суда советских пограничников). Существовали и планы занятия норвежцами Земли Франца-Иосифа, оперативно сорванные советской стороной. Укрепление военной мощи и международного положения Советского Союза в дальнейшем исключило возможность безнаказанного расхищения его природных ресурсов и привело к дипломатическому урегулированию конфликта.
Схожая ситуация разворачивалась в те же годы в отношениях между Норвегией и Великобританией, которые конфликтовали из-за пределов зон рыбной ловли. В отличие от советско-норвежского кризиса, в этом случае уже британские моряки находились под защитой национального ВМФ, нарушая, по мнению Норвегии, её границы.
Недоверие к СССР, как носителю враждебной экономической и политической модели, не оставило норвежские элиты и после 1936 года.
В ходе советско-финляндской войны 1939–1940 годах норвежские войска возле границы с Финляндией были приведены в боевую готовность с осуществлением ограниченных мобилизационных мероприятий из опасения, что Советский Союз может аннексировать область Финмарк и использовать её для базирования своего флота. Это было сделано, несмотря на то что СССР изначально не намеревался предпринимать никаких враждебных действий против Норвегии и Швеции и старался избегать возможных инцидентов между советскими войсками и пограничниками двух этих стран.
СССР также не мог преодолеть подозрительного отношения к Норвегии, больше десятилетия незаконно эксплуатировавшей его природные ресурсы. По мнению ряда исследователей, возникшая в 1939 году в рамках советско-германского сотрудничества секретная ремонтная станция «Базис Норд» (размещалась на Кольском полуострове) стала одним из ключевых опорных пунктов в ходе операции ВС Германии по захвату Норвегии.
Вторая мировая война придала большое значение Северному морскому пути.
В 1944 году советская сторона озвучила свои претензии на принадлежавший Норвегии остров Медвежий, однако быстро их сняла, не желая обострять отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции, с каждым днем скатывавшиеся к конфронтации. На начальном её этапе присутствие советских освободительных войск в норвежском Финмарке и на датском острове Борнхольм воспринималось на Западе как признак экспансии СССР на севере Европы.
В годы холодной войны контроль над северными широтами приобрёл особую важность, поскольку последние (наряду со Средней Азией) стали представлять собой район СССР, наиболее уязвимый для сил НАТО ввиду объективной сложности обеспечения эффективного советского военного присутствия в экстремальном климате на обширном пространстве.
В значительной мере военно-политические отношения в регионе в тот период носили характер игры на нервах противника, что отчётливо показали события 1968 года. Тогда в ответ на проведение в Норвегии учений НАТО Советский Союз провёл ответные учения в непосредственной близости от норвежской границы, причём количество сконцентрированных на участке войск и их поведение вызвали у командования норвежских ВС опасения относительно возможной агрессии.
Дополнительные трения с Советским Союзом вызвало провозглашение Норвегией в 1977 году 200-мильной рыбоохранной зоны, через пять лет после которого королевство установило новые нормы отлова рыбы в своих водах, оказавшиеся крайне невыгодными для СССР и вызвавшие его недовольство.
Российская Федерация до сих пор отказывается признавать эту зону. В частности, стороны конфликтуют по поводу того, каков минимально допустимый размер ячеек рыболовецких сетей. При этом у сторон существует соглашение о распределении рыболовных квот, что позволяет соблюдать статус-кво и не допускать эскалации конфликта.
Наибольшие опасения у Норвегии вызывали советские атомные подводные лодки, курсировавшие у берегов королевства, причём связаны эти опасения были не столько с военной угрозой, сколько с опасностью радиационного заражения норвежских вод.
После холодной войны норвежская сторона стала опасаться, что заражение может произойти из-за утечки радиоактивных материалов со списанных АЛЛ, значительное число которых так и не было утилизировано на Российском Севере. Это вызвало к жизни политику сотрудничества с Россией в области обеспечения экологической безопасности региона, а также кампанию давления на Россию со стороны норвежских и прочих зарубежных экологов.
В 1980–1988 годах между Данией и Норвегией существовал спор из-за пределов лова рыбы на участке между Ян-Майеном и Гренландией, для разрешения которого пришлось прибегнуть к помощи Международного суда ООН.
1990-е годы охарактеризовались продолжением споров относительно рыбной ловли, в которых, помимо Норвегии и России, участвовала и Исландия. Норвежские и российские суда производили аресты исландских траулеров, осуществлявших, по их мнению, незаконный промысел в Баренцевом море. Имели место и эпизоды задержания норвежцами российских судов по аналогичным подозрениям (к примеру, в 1998 году).
Эксперты в области международных отношений на севере Европы отмечают особую важность данных событий для Норвегии, сильно зависящей от экспорта рыбы, поскольку после Второй мировой войны первыми иностранными судами, против которых норвежский ВМФ применил оружие, были именно суда исландских рыболовов.
В октябре 2005 году в российско-норвежских отношениях вновь возникла конфликтная ситуация. Российский траулер «Электрон», принадлежащий частной фирме из Мурманска, был остановлен норвежской береговой охраной в районе архипелага Шпицберген за нарушение правил рыболовства. Капитан судна отказался выполнить требования норвежских инспекторов проследовать в норвежский порт и взял курс в сторону российских территориальных вод, удерживая на борту двух представителей Норвегии. После консультаций по дипломатическим каналам конфликт удалось урегулировать.
В 2007 году раздражение у норвежской стороны вызвали тренировочные полёты российских стратегических бомбардировщиков на границах сферы ответственности норвежских и британских ВВС. До этого норвежская сторона уже неоднократно обвиняла российскую в нарушении военными самолётами РФ норвежского воздушного пространства (к примеру, в 2001 году, когда в ответ Норвегия провела военные учения вблизи от границ России) и высылала свою авиацию, пытаясь перехватить нарушителей, однако в настоящее время изменилась оценка ситуации. Если раньше речь шла о рядовых нарушениях, то сегодня полёты российской военной авиации воспринимаются как признаки возвращения «имперских начал» во внешнюю политику РФ и «демонстрация присутствия» новоявленной империи в регионе.
Несмотря на сохранение для российских граждан права на безвизовый въезд на территорию Шпицбергена, Норвегия планирует объявить 200-мильную зону вокруг архипелага исключительной экономической зоной. Против этого выступает не только Россия, но и руководство ЕС, также осудившее аресты норвежцами зарубежных судов в акватории Шпицбергена.
Некоторыми наблюдателями отмечается, что норвежской стороне было бы выгодно постепенное уменьшение российского присутствия на архипелаге, чему в настоящее время способствуют высокие экологические стандарты разработки местных полезных ископаемых. Поскольку природа Шпицбергена требует бережного отношения, освоение угольных и потенциальных нефтяных месторождений не может осуществляться без применения специальных природоохранных технологий, которые ведут к резкому удорожанию процесса и вынуждают сокращать число объектов освоения.
Экологические требования предполагают существенные затраты и с норвежской стороны, но для неё, в отличие от России, прекращение работ не означает прекращения права на присутствие. С другой стороны, Россия также не может полностью уйти с архипелага, принимая во внимание его потенциальную стратегическую значимость в условиях борьбы за арктические ресурсы.
← Назад | Арктическая политика Норвегии | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии в 1975–2000 годах
- Ранняя и средневековая история Норвегии
- Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках
- Новейшая история Норвегии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (монархи) в 1905–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Структура внешней торговли Норвегии в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евроатлантическая подсистема
- Северная Европа
- Северное измерение
- Развивающиеся страны
- Арктическая политика Норвегии
- Отношения между Норвегией и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В ...