Албания / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
В первой половине 1990-х годов политическая ситуация в Албании была крайне напряжённой: многочисленные уличные беспорядки, всеобщие забастовки, недовольство социально-экономической политикой часто сменявшихся правительств. Албания не раз оказывалась в шаге от гражданской войны. В 1990–1992 годов оппозиции удалось найти компромисс с властью и провести внеочередные выборы. В 1997 году социалисты начали кампанию за отставку президента и парламента, их поддержали военные, недовольные реформированием армии. Правительство С. Бериша, отказавшись от переговоров с оппозиционерами, распорядилось открыть военные склады и свободно раздавать оружие. Произошли многочисленные беспорядки, в ходе которых погибло до 2 тысяч человек. Только благодаря активному вмешательству мирового сообщества удалось договориться о создании переходного правительства, в страну был введён международный военный контингент, были проведены внеочередные выборы.
На территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений нет. Вместе с тем в 1990-х годах на территории Албании формировались части Освободительной армии Косово (ОАК), состоящие из албанских боевиков в Косово (Сербия). Цель этой организации — предоставление независимости автономному краю Косово и Метохия (Сербия). Первые активные действия ОАК стала предпринимать с 1995 года; по некоторым данным, к 1999 году количество её членов достигало 12 тысяч человек. По данным международных экспертов, с 1999 года группа не замечена в проведении террористических актов.
Албанское правительство призывает к мирному решению межэтнических споров и защите прав коренных албанцев в соседних странах. Вместе с тем ряд националистических албанских группировок защищают идею «Великой Албании».
В Албании существует серьёзная угроза терроризма. По данным американской организации «Рэнд Корпорэйшн» (Rand Corporation), с 1998 года на территории Албании было совершено 43 террористических акта, есть данные о 13 раненых и 4 погибших.
Албания — страна с высоким уровнем коррупции, которая носит системный характер. Эксперты полагают, что некоторые политики могут быть связаны с организованной преступностью. Отмечены случаи коррупции среди представителей судебной власти. Основная проблема заключается в том, что государство реагирует только на коррупцию в низших органах власти. В Албании создано специальное ведомство по борьбе с коррупцией, издаются указы и постановления, но на практике эти меры оказываются недостаточно эффективными.
Исследование «Глобальный барометр коррупции-2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Албании наиболее коррумпированными население считает систему здравоохранения (4,2 балла по 5—балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); судебную систему (3,8); правоохранительные органы, регистрирующие и лицензирующие службы, коммунальные службы (3,7); налоговые органы (3,6); политические партии (3,3); законодательные органы (3,2). Наименее коррумпированными граждане считают религиозные организации (2,2 балла); СМИ, вооружённые силы, НПО (2,4).
В связи с тяжёлой экономической и политической ситуацией в Албании наблюдается массовая внутренняя миграция и эмиграция из страны. В период 1990-х годах свыше 35 % сельских жителей переместились в города. Согласно официальным данным, в 1990-х годах страну покинули более 600 тысяч албанцев, 83 % эмигрантов составили люди в возрасте 20–35 лет, страну покинуло 35 % представителей интеллигенции. Перепись населения 2001 года показала сокращение населения страны на 3 %. Имеет место значительная «утечка мозгов», в период 1990–2003 годах из страны уехало 45 % профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников. В целом массовая эмиграция безработных албанцев остаётся проблемой для развитых стран, в основном Греции и Италии, однако правительство Албании не рассматривает текущие уровни эмиграции и иммиграции как высокие.
Албания не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется положительный ежегодный прирост населения, который составит 0,6 %.
Ещё одну опасность представляет организованная преступность. С 1992 года этнические албанцы стали создавать преступные группы, воспользовавшись ситуацией на Балканах. В настоящее время албанские группировки являются одним из быстро растущих этнических преступных сообществ, контролирующих 40 % трафика героина в Европе. В 1990-х годах албанцы начинали как курьеры в итальянской контрабандной торговле. Постепенно албанские группировки разделили сферы влияния с итальянской мафией в Калабрии, Апулии, Неаполе. Заметно укрепилась албанская преступность на севере Италии, где прежде не было доминирующей преступной группировки. Из Италии албанские группировки распространяют своё влияние дальше на Европу, в частности доминируя на рынке героина в Швейцарии. В США албанские группировки занимают лидирующее место в так называемых «югославо-албано-сербско-хорватских» бригадах. Есть данные о попытках их сотрудничества с грузинскими и армянскими преступными организациями для обеспечения наркотрафика из Центральной Азии. Помимо наркотиков албанские преступные группировки занимаются незаконной миграцией (особенно женщин и детей для занятий проституцией и наркоторговлей), перепродажей украденных автомобилей, контрабандой сигарет и товаров потребления, торговлей оружием.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Албании в 1975–2000 годах
- Албания в древности и Средние века
- Албания в составе Османской империи
- Независимая Албания в первой половине XX века
- Социалистический период в истории Албании
- Албания на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Руководители Албанской партии труда (первые секретари ЦК) в 1948–1991 годах
- Главы государства (председатели Президиума Народной ассамблеи) в 1953–1991 годах
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1954–1991 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в кувенде по итогам выборов 2005 годах
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Албании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Албании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — ...
Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим ...