Нидерланды / Религия и государство, роль религии в политике

Согласно конституции Нидерландов, любой гражданин вправе свободно исповедовать любую религию и проводить богослужения. Если это право осуществляется публично (вне закрытых помещений), то оно может быть ограничено законом, принятым парламентом в интересах обеспечения общественного порядка, безопасности и защиты здоровья граждан. Дискриминация по религиозному признаку запрещается (ст. 6, гл. 1). Отделение церкви от государства законодательно не закреплено, однако на практике все нормативно-правовые акты создаются с учётом этого принципа. Государство не финансирует религиозные учреждения (церкви, общины, фонды) напрямую, однако для них введены льготы по налогообложению.

Католическая церковь насчитывает 4,984 миллиона прихожан (31,27 % населения), треть из которых посещают мессу каждое воскресенье. В силу исторических особенностей католики в Нидерландах образуют достаточно обособленную общину с сильной конфессиональной идентичностью. Секуляризация общества ставит перед церковью такие проблемы, как малочисленность духовенства на местах, снижение активности прихожан и утрата традиционных ценностей в повседневной жизни.

Интересы протестантов выражает организация «Протестантские Церкви Нидерландов» (образована в 1986 году), в которую входят Нидерландская реформированная церковь (8,5 % населения, кальвинисты), Реформированные церкви Нидерландов (3,7 % населения, неокальвинизм, позднее более либеральные позиции) и Евангелическая лютеранская церковь в Нидерландах (0,1 % населения, лютеранское меньшинство). Наиболее консервативные группы кальвинистов не вошли в это объединение и существуют обособленно (6 % населения). Баптисты и православные представлены незначительным числом верующих (менее 0,1 %).

Ислам, преимущественно суннитского толка, насчитывает порядка 1 миллиона приверженцев (6 % населения). Внутри исламской общины существует разделение по этническому признаку: многие мусульмане переехали из Турции, Марокко, Суринама и Пакистана в 1960–1970-х годах и имеют глубокие различия в этнокультурных практиках. Проживающие на окраинах крупных городов мигранты придерживаются своих традиций и обычаев, в том числе и в религиозной сфере. Всего в Нидерландах насчитывается более 400 мечетей, 45 школ начального исламского образования и 2 высшие исламские школы.

Конфликты между коренным населением и мусульманами (поджоги церквей и мечетей, убийство режиссёра Тео ван Гога и политика Пима Фортайна, радикализация молодёжи) объясняются большим разрывом в уровне доходов, а также связаны с противоречиями между ценностями ислама и светского постиндустриального общества. Тем не менее взгляды 95 % нидерландских мусульман можно считать умеренными: акцент делается на активный прозелитизм (даваат), в том числе и среди коренного населения (примерно 2 000 новообращённых), а джихадистские группы остаются в меньшинстве. Умеренные мусульмане не сочувствуют радикалам, но и не создают им противовеса. Либеральное законодательство облегчает создание и поддержку исламистских сетевых организаций. В крупных городах функционируют исламские структуры, финансируемые из-за рубежа (например, ваххабитские мечети получают помощь из Саудовской Аравии). Среди суринамцев пользуется популярностью неортодоксальное течение ахмадийя (первая мечеть ахмадийя возникла в Гааге в 1935 году).

К общине нидерландских индуистов принадлежит примерно 80 тысяч человек. Из них 80 % составляют выходцы из Суринама, которые, как правило, исповедуют традиционный индуизм. Есть также группа приверженцев неоиндуистского течения «Арья самадж» (16 % всех индуистов). 0,6 % населения — буддисты; ими созданы 86 школ, из которых 31 обучают тибетскому буддизму, 31 дзэн и 4 китайскому буддизму.

Согласно данным Центрального бюро статистики, в Нидерландах проживает около 25 тысяч евреев. Приток еврейского населения в Нидерланды в XVI веке из Испании и Португалии был обусловлен жестокими гонениями и политикой насильственной христианизации в этих католических странах. В XVII–XIX веках община евреев Амстердама была влиятельной и многочисленной; выходцем из маранской диаспоры был известный философ Б. Спиноза. В 1940–1945 годах от рук нацистов погибли порядка 106 тысяч нидерландских евреев. Сегодня в Нидерландах действуют Нидерландское сообщество евреев-ашкенази, а также организации либеральных и ортодоксальных иудеев. За 2006 год зафиксировано 326 случаев публичных проявлений антисемитизма преимущественно со стороны радикальных исламистов (в связи с событиями на Ближнем Востоке) и неонацистских групп.

Согласно отчёту Государственного департамента США о состоянии свободы религии в мире в 2006 году, 20 % жителей Нидерландов охарактеризовали себя как «людей, находящихся в религиозно-философском поиске». Многие из них присоединяются к различным нетрадиционным религиям и сектам (сайентология, теософия, харизматические секты). По опросам 1993 года, более половины жителей Нидерландов считают себя атеистами, агностиками или относятся к религии безразлично. Этот показатель — один из самых высоких в Европе и сопоставим с показателями, например, Чехии и скандинавских стран.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Полевые шпаты / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство «Петроград»).Полевые шпаты
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года ...
Воздух / На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные торнадо и свирепые ураганы; формы рельефа, буквально навеянные ветром; флюгеры, ветряные мельницы и ветровые энергетические установки; величественные парусные корабли и стремительные яхты; разнообразные духовые инструменВоздух
На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные ...
Геология среди наук и главнейшие фазы её развития / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года (издательство «Петроград»).Геология среди наук и главнейшие фазы её развития
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...