Молдавия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Молдова является членом ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других), ОБСЕ (с 1992 года), СЕ (с 1995 года), Интерпол, ВТО (с 2001 года), СНГ (с 1994 года),ГУАМ, ОЧЭС и других.
Согласно конституции 1994 года, Республика Молдова сохраняет постоянный нейтралитет, во внешней политике следует принципу суверенного равенства государств, неприменения силы или её угрозы, невмешательства во внутренние дела других стран. Внешняя политика Молдавии в последние годы нацелена на обеспечение условий восстановления территориальной целостности страны (то есть решение приднестровского конфликта). Её долгосрочная стратегическая цель — интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.
На первоначальном этапе независимости Молдавия делала основной упор на сближение (вплоть до возможного создания единого государства) с Румынией, ставшей первой страной, с которой независимая Молдавия установила дипломатические отношения. Для этих целей был создан Национальный совет воссоединения, в котором участвовали румынские и молдавские парламентарии. Однако, как показали результаты всенародного референдума в марте 1994 года, идея воссоединения (реинтеграции) с Румынией пользуется устойчивой поддержкой не более 8–10 % населения. Магистральным курсом для официального Кишинёва с середины 1990-х годов стало укрепление суверенитета и независимости страны. Во многом именно по этой причине работа над базовым договором (о дружбе и сотрудничестве) между двумя странами, осложнённая позицией Румынии (неоднократно на высшем уровне Молдавия обозначалась как «бывшая провинция», Румыния не признает существование отдельного молдавского языка), идёт уже не один год (с 1997 года с перерывами). Отношения с Румынией осложнились в апреле 2009 года после обвинений со стороны президента В. Воронина в том, что за беспорядками в Кишинёе стояла эта страна.
Наряду с Румынией, сотрудничество с которой имеет стратегический характер, особое внимание Молдавия уделяет Украине как стратегическому партнёру. В 1992 году двумя государствами был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, соглашение по пограничным вопросам — в 1999 году (ратифицировано молдавским парламентом в конце 2000 года). В 2005 году власти Украины выдвинули собственную инициативу по вопросу приднестровского урегулирования, которая была принята официальным Кишинёвом и ОБСЕ («план Ющенко»).
В декабре 1995 года Молдавия подписала соглашение с США о сотрудничестве в военной области. Годом ранее, в 1994 году, она стала участником программы НАТО «Партнёрство ради мира». В 2006 году вступил в силу Индивидуальный план сотрудничества с НАТО, согласно которому взаимодействие с этой организацией значительно расширяется. Планируется внедрение стандартов НАТО в ходе реформирования и модернизации вооружённых сил. Напротив, Молдавия, ссылаясь на закреплённый в её конституции принцип нейтралитета, сдержанно подходит к развитию контактов с Россией по линии силовых ведомств, воздерживается от участия в многосторонних формах сотрудничества в этой области в рамках СНГ.
С самого начала членства в СНГ (молдавский парламент ратифицировал этот акт 8 апреля 1994 года) официальный Кишинёв поддерживал (частично) экономическую интеграцию его участников, всячески отвергая инициативы по углублению политического и военного сотрудничества.
В 1997 году Молдавия присоединилась к Грузии, Украине, Азербайджану, сформировавшими ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие; в 1999 году в организацию вступил Узбекистан, но покинул её в 2005 году). Эта организация пытается расшириться и трансформироваться в политический блок по продвижению демократических реформ в бывших республиках СССР, в первую очередь в Белоруссии.
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Молдова были установлены в апреле 1992 года (взаимное признание друг друга как независимых государств имело место в декабре 1991 году).
Договорно-правовая база российско-молдавских отношений на середину 2007 года объединяла более 150 двусторонних документов о сотрудничестве в различных областях, в том числе порядка 40 соглашений на уровне субъектов Российской Федерации (часть из них явно устарела). Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя государствами был подписан 19 ноября 2001 года (вступил в силу 13 мая 2002 года). В преамбуле Договора содержатся положения о стратегическом партнёрстве между двумя странами и об участии России в политическом урегулировании приднестровской проблемы, в котором РФ выступает в качестве сопосредника и гаранта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.
В период 2004–2006 годов в российско-молдавских отношениях произошёл ощутимый спад, который негативно сказался на всех сферах сотрудничества. В настоящее время стороны прилагают усилия, направленные на поиск решения существующих проблем и придание нового импульса двусторонним связям.
Активизировался политический диалог на высшем уровне. В августе 2006 года состоялся рабочий визит президента Молдавии В. Н. Воронина в Россию. Важное значение имели встречи президентов России и Молдавии, состоявшиеся в рамках Минского (28 ноября 2006 года) и Санкт-Петербургского (10 июня 2007 года) саммитов СНГ. В ходе состоявшегося 22 июня 2007 года рабочего визита В. Н. Воронина в Москву был обсуждён весь комплекс отношений, в том числе поставки молдавской сельхозпродукции в Россию, вопросы энергетики, приднестровская проблематика.
Россия остаётся одним из главных экономических партнёров Молдавии. По данным Федеральной службы государственной статистики России, объем торговли с Молдавией составил в 2006 году 986,9 миллионов долларов США (спад на 1 % к уровню 2005 года), экспорт — 663,6 миллионов долларов США (рост на 48 % к уровню 2005 года), импорт — 323,3 миллионов долларов США (спад на 41 % к уровню 2005 года). Российские инвестиции в экономику Молдавии составляют более 200 миллионов долларов США. По этому показателю Молдавия занимает второе место среди стран СНГ. В Молдавии зарегистрировано 435 предприятий с участием российского капитала.
В апреле 2000 года состоялась поездка министра внутренних дел России в Молдавию. В феврале 2001 года и в сентябре 2002 года Кишинёв посетил директор ФСБ России. Переговоры по линии этих ведомств способствовали созданию некоторых условий для скоординированной работы по таким направлениям, как борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, нелегальной миграцией, торговлей людьми.
В целом на развитие отношений между Россией и Молдавией накладывает отпечаток ряд нерешённых проблем, среди которых выделяется неурегулированность приднестровского конфликта и тому подобного. Ограничения в марте — апреле 2006 года российских санитарных властей на ввоз в Россию молдавских вин по причине их низкого качества, а также увеличение «Газпромом» цен на поставляемый в Молдавию газ до среднеевропейского уровня послужили причиной для обвинений в адрес России в проведении политики экономического давления на молдавскую сторону. Однако в 2007–2008 годах имела место активизация политического диалога между двумя странами, в том числе состоялись встречи на высшем уровне между руководителями двух стран.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Молдавии в 1975–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Племенные союзы на территории Молдовы
- Образование и развитие Молдавского княжества
- Молдова в период господства Османской империи
- Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917 годах)
- Бессарабия после 1917 года
- Независимая Молдавия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2009 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2009 года
- НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Молдавии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Крупный учёный И. А. Зотиков известен не только своими открытиями в Антарктиде, но ...