Молдавия / НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
По степени влияния на политическую систему Молдавии на первом месте стоят политические партии, затем следуют профсоюзы, церковь, объединения деловых кругов и другие организации гражданского общества.
Признавая конструктивную роль неправительственных организаций и корпоративных элементов политической системы, конституция Республики Молдова тем не менее подчёркивает (ст. 2), что «ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени».
В 2003 году в Молдавии были зарегистрированы более 3 000 неправительственных организаций, основными видами деятельности которых являются вопросы экологии, гендерная проблематика, местное самоуправление, здравоохранение и образование, права человека и другое (отмечается постоянный рост числа НПО: в 2005 году их насчитывалось 3 424). Примерно 65 % зарегистрированных НПО действуют на общенациональном уровне, остальные — на местном. Однако фактически не более 20 % организаций действительно активны, примерно 30 % организаций не имеют бюджета, а бюджеты четверти НПО не превышают 500 долларов США в год. Большинство НПО зависят от иностранного финансирования.
Согласно отчёту Института общественной политики (ноябрь 2003 года, Кишинёв), в 2000–2002 годов наблюдался рост доверия со стороны населения к институтам гражданского общества, в частности к профсоюзам, политическим партиям, при одновременном падении авторитета институтов власти — президента, парламента, глав районов. Подобная тенденция сохраняется. При этом некоторые правозащитные организации отмечают усиление давления властей на институты гражданского общества с целью маргинализировать их деятельность, что приведёт к снижению влияния этих институтов на политический процесс.
Факторами, сдерживающими развитие НПО, являются несовершенство законодательства, регулирующего их финансирование, попытки исполнительной власти усилить контроль за получением НПО средств из-за рубежа, административное давление на организации, критикующие власть, отсутствие заинтересованности законодателей и правительства в совершенствовании правовой базы деятельности НПО. Согласно законодательству Молдавии, все фонды, независимо от заявленных уставных задач, подлежат регистрации в министерстве юстиции, а местные НПО — в региональных органах власти. Гражданский кодекс, принятый в 2003 году, фиксирует общие принципы работы НПО и гарантии их деятельности, что, по заключению некоторых экспертов, недостаточно для эффективного функционирования институтов «третьего сектора». Тем не менее в ноябре 2005 году парламент Молдавии рассматривал проект Концепции сотрудничества с гражданским обществом, который предусматривает включение последнего в законотворческий процесс на ранних стадиях, регулярное проведение общественных слушаний и так далее.
В целом в политическом процессе определяющую роль играют те общественные организации, которые патронируются правящей партией или правительством. Активисты этих организаций выступают кадровым резервом для власти.
Среди профсоюзов наибольшее влияние на политический процесс оказывают: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые отраслевые профорганизации. Непосредственное влияние институтов гражданского общества на власть заключается в ежегодной практике подписания коллективных договоров между профсоюзами и правительством. В 2003 году независимые профсоюзы обвиняли правительство в оказании административного давления, подкупе и шантаже профлидеров, чрезмерном финансовом контроле с целью ослабления и маргинализации деятельности профсоюзов.
Политический режим в Приднестровье гораздо более жёстко регулирует деятельность НПО, чем это делает официальный Кишинёв. Институтам гражданского общества в Приднестровье запрещено поддерживать контакты с аналогичными институтами Молдавии. Одновременно власти ПМР инициируют создание лояльных гражданских организаций, в том числе молодёжных (ММК «Прорыв»), призванных действовать аналогичным украинским молодёжным организациям периода «оранжевой революции».
← Назад | НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Молдавии в 1975–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Племенные союзы на территории Молдовы
- Образование и развитие Молдавского княжества
- Молдова в период господства Османской империи
- Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917 годах)
- Бессарабия после 1917 года
- Независимая Молдавия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2009 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2009 года
- НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Молдавии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В настоящее издание вошли работы (в виде дневников, статей и заметок) по ...