Молдавия / Конфликты и расколы
Наиболее значимыми для современного молдавского общества являются расколы: этнический и региональный (территориальный), а также социально-экономический.
Социально-экономический раскол выражается в разрыве в доходах или потреблении разных групп населения, значительном уровне безработицы и в распространении нищеты и бедности. Издержки политических и социально-экономических трансформаций привели к существованию в течение уже более 10 лет огромной армии безработных свыше 140 тысяч человек в 2003 году) и массовому выезду молдавских граждан (в основном мужчин) за рубеж в поисках работы, что приводит к нарастанию других негативных проблем (увеличение доли женщин в составе населения, ослабление института семьи, рост проституции и так далее). Трудовая миграция дополнена и такой нелегальной формой, как торговля людьми. Коэффициент Джини, характеризующий неравенство в доходах или потреблении, в 2003 году составил в Молдавии 33,2 (в 2002 году — 36,9).
Этнический раскол выражался в основном в начале 1990-х годов в требованиях предоставления большей автономии гагаузам. Специальный статус АТО Гагаузии (с 1994 года) резко снизил автономистские и сепаратистские настроения среди гагаузов. Этнические русские (русскоязычные) в Молдавии не испытывают дискриминации по этническому признаку и интегрированы во все сферы жизни молдавского общества. Тем не менее целый ряд международных НПО отмечают, что этнические меньшинства испытывают трудности в политической самоорганизации. Наиболее выраженной дискриминации во всех формах подвергаются цыгане.
Территориальный раскол выражается в продолжении конфликта с Приднестровьем. Несмотря на вовлечение международных структур и других стран для его урегулирования («план Козака», «план Ющенко»), Приднестровская Молдавская Республика фактически не контролируется официальным Кишинёвом. Учитывая несовместимость политических и экономических систем Приднестровья и Молдавии, степень недоверия и отчуждённости между сторонами, потенциал конфликта сохраняется на весьма значительном уровне, хотя вероятность его перехода в вооружённую стадию в настоящее время минимальна.
В конце 1980 — начале 1990-х годах в условиях смены власти и политической нестабильности в Молдавии чётко проявилось несогласие Левобережного индустриального района (центр — город Тирасполь) с политикой правительства Молдавского народного фронта. В 1991–1992 годах Тирасполь опасался, что попытка объединения Молдавии и Румынии (тогда такой сценарий широко обсуждался) автоматически осложнит положение этнических русских и украинцев, приведёт к их насильственной «румынизации». В 1992 году в ходе столкновений молдавских вооружённых сил (главным образом полицейских и ополченцев) и приднестровского ополчения погибли более 600 человек (по некоторым данным, более 1 000 человек); 50 тысяч беженцев переехали в основном на Украину. Конфликт был прекращён благодаря активному вмешательству командующего российской 14-й армии генерал-лейтенанта А. Лебедя.
Власти Молдавии рассматривали (и в некоторой степени продолжают рассматривать) Приднестровье как плацдарм российской экспансии и препятствие для урегулирования конфликта. Поэтому вывод российских войск из Приднестровья считался необходимым условием его разрешения. На этом условии продолжают настаивать внутренние и международные акторы (ОБСЕ, НАТО, ЕС, США, Украина), что придаёт конфликту международное измерение. Россия соглашается в принципе с выводом войск и вооружений из Приднестровья, но считает их пребывание стабилизирующим фактором до тех пор, пока не будет найден приемлемый вариант политического урегулирования. Приднестровские власти считают российское военное присутствие гарантией безопасности, в том числе личной — для приднестровского руководства, и всячески противятся выводу войск и вооружений.
Летом 2005 года официальный Кишинёв окончательно отклонил согласованный Россией и другими посредниками план урегулирования в Приднестровье (известен как «план Козака»), предусматривающий широкую автономию и систему гарантий для региона. Фактически речь шла о федерализации Молдавии и соответствующем изменении институтов власти. Вместо российских предложений Кишинёв принял так называемый «план Ющенко», напротив, предусматривающий демократизацию политической системы Приднестровья и последующую его интеграцию в существующую политическую систему Молдавии через переговорный процесс и при соответствующих гарантиях ОБСЕ. Приднестровские власти с «планом Ющенко» не согласны. В 2006 году Молдавия и Украина ввели новый таможенный режим в отношении Приднестровья, который был расценён в ПМР как экономическая блокада.
← Назад | Конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Молдавии в 1975–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Племенные союзы на территории Молдовы
- Образование и развитие Молдавского княжества
- Молдова в период господства Османской империи
- Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917 годах)
- Бессарабия после 1917 года
- Независимая Молдавия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2009 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2009 года
- НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Молдавии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Москва, 1912 год. Издательство «Природа». Владельческий переплёт. Сохранность ...
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...