Молдавия / Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
В силу факторов географического и исторического характера политическое и социально-экономическое развитие Молдавии проходило при значительных влияниях извне (вплоть до прямого внешнего контроля), источниками которых были более сильные в военно-политическом отношении державы, в том числе Османская империя (XVI–XVIII веках), Австрия, Российская империя и СССР (XIX–XX веках).
Движение Молдавии к независимости и демократической политической системе началось в конце 1980-х годов с отрицания националистическими силами, в том числе ориентировавшимися на Румынию, старой политической системы и завершилось выходом из СССР. Этот процесс сопровождался дестабилизацией общественно-политической обстановки, межнациональными распрями и фактическим отделением Приднестровья в ходе вооружённого конфликта. По мере развития политической системы стало очевидно, что популярность идеи реинтеграции с Румынией переоценена. В марте 1994 года состоялся всенародный референдум, на который был вынесен вопрос о сохранении независимости Республики Молдова. За построение суверенного независимого государства высказались более 95 % проголосовавших (при явке около 75 % зарегистрированных избирателей). Политическая элита страны в середине 1990-х годов взяла курс на создание самостоятельного демократического государства. Укреплению демократических институтов и верховенства права, продвижению к более высоким стандартам соблюдения прав и свобод человека способствовало членство Молдавии в международных организациях (например, выполняя обязательства перед Советом Европы, Молдавия отменила смертную казнь). Экономические преобразования в стране в 1990-х годах проводились при финансовой и консалтинговой поддержке международных организаций. Так, возобновление финансирования со стороны Всемирного банка в 2002 году стало возможным после принятия нового гражданского кодекса.
Молдавия проводит политику дистанцирования от России и структур СНГ в расчёте на то, что интеграция в европейские структуры оградит страну от любого возможного влияния России, позиция которой, по мнению молдавских и иностранных политиков, затрудняет процесс объединения страны. В 2005 году молдавское руководство отклонило согласованный ранее сторонами конфликта российский план (известен как «план Козака») урегулирования приднестровского конфликта, основанный на внедрении федеративных (конфедеративных) институтов (например, двухпалатного парламента, законодательного закрепления статуса автономных составных частей и принципа широкой децентрализации в управлении и так далее), и стало ориентироваться на так называемый «план Ющенко» («урегулирование через демократизацию»), поддерживаемый европейскими странами и организациями.
Молдавия и ЕС подписали в начале 2005 году План действий, установивший стратегические цели сотрудничества между сторонами, включающие гармонизацию некоторых областей законодательства для выполнения европейских стандартов и норм. По мнению представителей ЕС, может потребоваться 10–15 лет (на искоренение коррупции, развитие экономики и инфраструктуры и тому подобного), прежде чем между ЕС и Молдавией начнутся переговоры о присоединении последней к ЕС.
← Назад | Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Молдавии в 1975–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Племенные союзы на территории Молдовы
- Образование и развитие Молдавского княжества
- Молдова в период господства Османской империи
- Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917 годах)
- Бессарабия после 1917 года
- Независимая Молдавия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2009 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2009 года
- НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Молдавии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...