Молдавия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Ст. 6 конституции прямо указывает, что в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями конституции. Несмотря на многочисленные сбои в институциональном строительстве, принцип разделения властей в политическом процессе соблюдается. Характер отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти определён принципом ответственности правительства перед парламентом, а также избранием президента непосредственно парламентом (такие черты присущи парламентским системам). Право законодательной инициативы (ст. 73) принадлежит депутатам парламента, президенту, правительству и народному собранию автономно-территориального образования Гагаузия. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум.

Гл. V конституции регламентирует полномочия президента. Как глава государства он обладает традиционными (при парламентской форме правления) полномочиями представительства Молдавии в международных отношениях, в области обороны. Президент избирается парламентом тайным голосованием (ст. 78), результаты его выборов признаются действительными Конституционным судом (ст. 79). Парламент наделён правом сместить президента двумя третями голосов избранных депутатов в случае совершения им деяния, которое нарушает положения конституции (ст. 89).

Влияние президента на формирование правительства ограничивается его правом выдвижения кандидатуры на должность премьер-министра. При этом президент связан в своём выборе расстановкой сил в парламенте, доверие которого является необходимым условием существования правительства.

Характер взаимоотношений президента и парламента определён тем, что президент может инициировать роспуск парламента (ст. 85).

Институт конституционного контроля построен по модели, предусматривающей создание специализированного органа.

Конституционный суд осуществляет свою деятельность по инициативе субъектов, предусмотренных законом о Конституционном суде. Он, в частности, констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, отстранение от должности президента или временное исполнение его обязанностей, а также невозможность исполнения президентом своих обязанностей более чем 60 дней (ст. 135). Эти полномочия Конституционного суда вместе с прерогативой толкования им конституции делают данный институт важнейшим во всей системе разделения и взаимодействия властей.

В институциональном дизайне Молдавии упор сделан на взаимодействие и сотрудничество ветвей власти.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Радиоактивные методы определения геологического времени / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «ОНТИ НКТП»).Радиоактивные методы определения геологического времени
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Почвы тундрово-болотной полосы в связи с земледелием на Севере / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Почвы тундрово-болотной полосы в связи с земледелием на Севере
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Черногория в ее прошлом и настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук, СПБ»).Черногория в ее прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...