Молдавия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Ст. 6 конституции прямо указывает, что в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями конституции. Несмотря на многочисленные сбои в институциональном строительстве, принцип разделения властей в политическом процессе соблюдается. Характер отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти определён принципом ответственности правительства перед парламентом, а также избранием президента непосредственно парламентом (такие черты присущи парламентским системам). Право законодательной инициативы (ст. 73) принадлежит депутатам парламента, президенту, правительству и народному собранию автономно-территориального образования Гагаузия. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум.
Гл. V конституции регламентирует полномочия президента. Как глава государства он обладает традиционными (при парламентской форме правления) полномочиями представительства Молдавии в международных отношениях, в области обороны. Президент избирается парламентом тайным голосованием (ст. 78), результаты его выборов признаются действительными Конституционным судом (ст. 79). Парламент наделён правом сместить президента двумя третями голосов избранных депутатов в случае совершения им деяния, которое нарушает положения конституции (ст. 89).
Влияние президента на формирование правительства ограничивается его правом выдвижения кандидатуры на должность премьер-министра. При этом президент связан в своём выборе расстановкой сил в парламенте, доверие которого является необходимым условием существования правительства.
Характер взаимоотношений президента и парламента определён тем, что президент может инициировать роспуск парламента (ст. 85).
Институт конституционного контроля построен по модели, предусматривающей создание специализированного органа.
Конституционный суд осуществляет свою деятельность по инициативе субъектов, предусмотренных законом о Конституционном суде. Он, в частности, констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, отстранение от должности президента или временное исполнение его обязанностей, а также невозможность исполнения президентом своих обязанностей более чем 60 дней (ст. 135). Эти полномочия Конституционного суда вместе с прерогативой толкования им конституции делают данный институт важнейшим во всей системе разделения и взаимодействия властей.
В институциональном дизайне Молдавии упор сделан на взаимодействие и сотрудничество ветвей власти.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Молдавии в 1975–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Племенные союзы на территории Молдовы
- Образование и развитие Молдавского княжества
- Молдова в период господства Османской империи
- Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917 годах)
- Бессарабия после 1917 года
- Независимая Молдавия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2009 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2009 года
- НПО и корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Молдавии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...