Узбекистан / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Узбекистан является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных учреждений; СНГ (с 1991 года), ОИК (с 1992 года), ОБСЕ (с 1992 года), МБРР (с 1992 года), МВФ (с 1992 года), МФК, МАР (с 1992 года), ЕБРР, Азиатского банка развития, ЦАС (с 1994 года), ШОС (с 2001 года), ОДКБ (вступил в 1992 году, приостановил членство в 1998 году, но возобновил участие с 2006 года). Узбекистан имеет статус наблюдателя в ВТО. С 1999 по 2005 годы входил в ГУУАМ (намерение выйти из состава этой организации было озвучено президентом Каримовым в 2002 году, но официальный выход состоялся в 2005 году), ЕврАзЭС (с 2006 года).
До середины 1990-х годов Узбекистан делал основной упор во внешней политике на сближение с Турцией, расширение регионального сотрудничества с мусульманскими государствами, а также со странами Запада, проводя сбалансированную политику в отношении России.
Сотрудничество с Турцией, хотя и остаётся важнейшим направлением внешней политики, не стало, как казалось поначалу, магистральным внешнеполитическим курсом. Это связано и с тем, что экономически Турция более ориентирована на Европу, а её возможности влияния на тюркские народы Средней Азии оказались преувеличенными.
Внешнеполитическим партнёром Узбекистана является Иран. Хотя потенциал этих связей достаточно высок, они сдерживаются опасениями узбекских лидеров относительно религиозного радикализма Ирана. На данном этапе инициативы по активизации ирано-узбекского сотрудничества в основном исходят от Ирана, пытающегося преодолеть негативные последствия проводимой странами Запада политики по изоляции и ослаблению иранского режима.
В последние годы в важнейшего внешнеэкономического партнёра Узбекистана превращается КНР. Летом 2005 года состоялся визит в Ташкент председателя КНР Ху Цзиньтао. Помимо планов по расширению политического диалога между двумя странами и интенсификации быстрорастущих экономических связей, Узбекистан и КНР выступают с единых позиций по возможной трансформации «Шанхайской шестёрки» в таможенно-экономический блок, что, в частности, поддержано оппонентом США — Ираном, который желает присоединиться к этому союзу. В целом регион Средней (Центральной) Азии рассматривается КНР в качестве так называемых «внешних стратегических рубежей». Официальный Пекин стремится обеспечить безопасность своих протяжённых западных границ, предотвратить перенос нестабильности из Средней Азии в неблагополучный с точки зрения безопасности Синьцзян-Уйгурский автономный район (проблема уйгурского сепаратизма) и обеспечить его экономический подъём за счёт расширения сотрудничества со среднеазиатскими государствами (в том числе обеспечив экономический рост поставками сырья; особая роль здесь отводится Казахстану).
В отношениях Узбекистана с США после событий в Андижане в мае 2005 года отмечается заметное охлаждение. В середине 1990-х годов официальный Вашингтон предпринял ряд успешных шагов по упрочнению своего влияния в этой стране. Вслед за расширением политических контактов и некоторого увеличения гуманитарной помощи Узбекистану был образован узбекско-американский комитет по конверсии с целью перевода ряда промышленных и исследовательских объектов (наследие советских программ разработки и производства химического и биологического оружия) на выпуск гражданской продукции. После терактов в американских городах 11 сентября 2001 года Узбекистан предоставил в распоряжение США для базирования тяжёлой авиационной техники аэродром в Ханабаде, заключив 25-летнее соглашение.
В ответ на жёсткие оценки режима Каримова со стороны американских политиков (официальный Ташкент подвергается критике за недостаточные усилия по демократизации, ограничение деятельности СМИ, преследование оппозиции, а также за выход из поддерживаемого США блока ГУУАМ, контакты с Ираном и так далее) узбекские власти подвергли ревизии отношения с США, заявив о расторжении долголетних соглашений по предоставлению США военных объектов на своей территории. Серьёзным раздражителем для США стало то обстоятельство, что вслед за объявлением о свёртывании американо-узбекского военно-технического сотрудничества Ташкент сразу же пошёл на предоставление России возможностей по авиационному базированию почти на всех (не только в Ханабаде) аэродромах и на координацию действий двух стран по линии военных ведомств. Особое неудовольствие США вызвало сделанное летом 2005 года заявление узбекского правительства о том, что оно не намерено направлять свою нефть по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан.
В сентябре 2005 года США и ЕС ввели экономические санкции против Узбекистана из-за отказа его властей провести независимое расследование андижанских событий в середине мая 2005 года. В Конгресс США был внесён в конце сентября 2005 года проект резолюции о возбуждении дела против президента Узбекистана И. Каримова в Международном уголовном суде в связи с событиями в Андижане. В законопроекте, поступившем в комитет по международным отношениям палаты представителей Конгресса, содержится требование к администрации Буша использовать все влияние США в ООН для того, чтобы «Совет Безопасности ООН передал вопрос по президенту Узбекистана Исламу Каримову и резне 13 мая 2005 года в Андижане» в МУС. При этом в документе от имени Конгресса США выражается несогласие с осуществлением выплат правительством США правительству Узбекистана за использование объектов на базе Карши-Ханабад.
На постоянной основе поддерживаются отношения Узбекистана с Великобританией, Францией, Германий, Италией. В развитии двусторонних связей с этими странами превалируют экономическая заинтересованность сторон, хотя на развитие отношений оказывают негативное влияние введённые ЕС санкции (после событий в Андижане).
Узбекистан развивает многостороннее и двустороннее сотрудничество с соседними государствами — Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном. В феврале 1992 года Узбекистан вместе с соседними бывшими советскими республиками был принят в Организацию Экономического Сотрудничества, созданную в 1963 году Ираном, Турцией, Пакистаном. Два года спустя он стал участником ОЦАС — Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (входят также Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, а с октября 2004 года и Россия).
В первые годы существования в качестве независимого государства неурегулированность границ Узбекистана с соседями, особенно с Казахстаном и Таджикистаном, была серьёзным раздражителем в отношениях с этими странами. Только в сентябре 2002 года президентами Узбекистана и Казахстана было подписано соглашение о границе. В июне 2000 года в договор о дружбе с Таджикистаном было включено положение о согласии сторон провести демаркацию границы. Однако эта работа пока не завершена. Трудности в демаркации границ связаны, главным образом, с существованием на узбекской территории вдоль границ с соседними государствами зон компактного проживания неузбекского населения, а также наличие эксклавов. Имеются эксклав Узбекистана в Кыргызстане (город Йордан), два узбекских эксклава на киргизской территории в бассейне реки Сох с численностью проживающего в них населения свыше 50 тысяч человек. В окружении узбекской территории находится также казахстанский эксклав (города Ильич и Джетысай), отделённые от Казахстана водохранилищем. Анклавный/эксклавный характер этой территории с точки зрения международного права пока до конца не определён.
Источником напряжённости в отношениях Узбекистана с Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном является неурегулированность в сфере использования водных ресурсов. Основные формирующие источники водостока находятся вне Узбекистана (более чем 70 %), и любые попытки Кыргызстана и Таджикистана активно управлять своими водными ресурсами (в том числе для развития гидроэнергетики) потенциально угрожают сокращением водных ресурсов в стране. До сих пор усилия по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с региональным водопользованием, не приносит ощутимого результата, что влечёт за собой усугубление водного кризиса.
Узбекистан участвует в деятельности ШОС. Руководство страны высказывается за укрепление и развитие СНГ, повышение эффективности его деятельности с переориентацией приоритетов на экономическое направление, параллельно развивая двусторонние связи с государствами-участниками СНГ.
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года. В том же году был заключён договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве. Между Россией и Узбекистаном подписано около 200 договоров и соглашений (данные на середину октября 2007 года), регулирующих связи в различных областях, хотя часть из них утратила актуальность. Поддерживаются регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях.
16 июня 2004 года между Россией и Узбекистаном был подписан бессрочный Договор о стратегическом партнёрстве, в котором определены приоритетные направления сотрудничества в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. Он предусматривает также тесное взаимодействие сторон в вопросах укрепления безопасности в Центральноазиатском регионе, формирование консультационных механизмов по линии их внешнеполитических, оборонных и правоохранительных ведомств и спецслужб.
14 ноября 2005 года был подписан Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, в соответствии с которым стороны берут на себя обязательство сотрудничать в деле обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, в том числе посредством противодействия терроризму, распространению ОМУ, незаконному обороту наркотических средств и иным новым вызовам и угрозам. Они будут оказывать друг другу помощь в случае, если одна из них становится объектом внешней агрессии. В соответствии с договором стороны наращивают сотрудничество в военной и военно-технической, торгово-экономической и гуманитарной областях, обеспечивают благоприятные условия для развития прямых контактов между людьми.
Россия — важнейший торгово-экономический партнёр для Узбекистана. Основные статьи российского экспорта — машиностроительное и электрическое оборудование, транспортные средства, чёрные металлы и изделия из них, химическая продукция, фармацевтические препараты, древесина; импорта — хлопок, плодоовощная продукция, отдельные виды машиностроительной продукции (легковые автомобили), энергоносители. В 2006 году товарооборот России и Узбекистана составил 2,4 миллиарда долларов США. В Узбекистане действуют 524 предприятия, созданных с участием российского капитала, аккредитованы представительства 126 российских фирм, в России насчитывается 293 предприятия, созданных совместно с узбекскими партнёрами.
Основу российско-узбекского экономического сотрудничества составляет ТЭК. Соглашения, подписанные в 2004 году между НАК «Узбекнефтегаз» и российскими «ЛУКОЙЛом» и «Газпромом», предусматривают добычу и транспортировку природного газа, а также исследование и освоение новых нефтегазовых месторождений в Узбекистане. Согласно договорённости, для этих целей в Узбекистан будут привлечены российские инвестиции на сумму в 2,5 миллиарда долларов ГИТА. Стоит отметить, что по запасам природного газа Узбекистан немногим уступает Туркменистану.
Важным фактором двустороннего торгово-экономического взаимодействия между Россией и Узбекистаном являются межрегиональные связи. С Узбекистаном сотрудничают 77 субъектов РФ. Администрациями областей Узбекистана открыто более 40 и прорабатываются вопросы открытия ещё 15 новых торговых домов и представительств в различных регионах России. Новым в развитии межрегионального сотрудничества с Узбекистаном является привлечение крупных российских региональных объединений, таких как Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС). В ноябре 2004 года в Ташкенте находились представители Сибирского федерального округа и МАСС. Была организована многопрофильная выставка с представлением торгово-экономического и научно-технического потенциала сибирского региона, проведён бизнес-форум с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, банков, предпринимателей, научных кругов.
С 2005 года значительно расширились масштабы военно-технического сотрудничества между Узбекистаном и Россией. В их основе — общая обеспокоенность активизацией в регионе радикального исламизма. В соответствии с подписанным в конце 2005 года меморандумом Россия обязалась поставить в ближайшее время различное стрелковое вооружение, БТР, спецсредства. Кроме того, будут созданы совместные предприятия по среднему и капитальному ремонту бронетехники (в первую очередь боевых машин пехоты и бронетранспортёров), автомобилей, а также стрелкового вооружения. Предусмотрены поставки в Узбекистан военно-транспортных вертолётов Ми-17 и ударных вертолётов Ми-24, которые организационно войдут в две горные десантно-штурмовые бригады (Л ТИК) — по типу тех, что разворачивает Россия на Северном Кавказе. Узбекские ДШБ будут поддерживать действия погранвойск страны. Они должны будут охранять не только афганский сектор границы, но и весь юг и юго-восток страны, то есть действовать на границах с Кыргызстаном и Таджикистаном. Именно оттуда, по мнению узбекских военных и представителей спецслужб, возможны прорывы экстремистских и террористических бандформирований, подобных тем, которые участвовали в майских событиях в Андижане (по версии узбекского руководства). Россия также оказывает Узбекистану помощь в подготовке военных специалистов не только в структурах Минобороны, но и в учебных заведениях МВД и ФСБ России.
Уровень развития сотрудничества двух стран в гуманитарной сфере отстаёт от уровня политического взаимодействия и сотрудничества в области экономики и безопасности. Из-за слабого финансового обеспечения имеющихся договорённостей на политическом уровне не в полную меру используется потенциал сотрудничества в сферах образования, научных и молодёжных обменов, туризма, спорта и тому подобное.
В 1990-е годы в Узбекистане была значительно сокращена государственная система общего образования на русском языке. Русский язык, в соответствии с законом «О государственном языке Республики Узбекистан», приравнен к языкам национальных меньшинств, однако фактически используется как средство межнационального общения (по своей социальной активности стоит на втором месте после узбекского), используется при публикации законодательных актов республики и различных документов органов государственной власти. Граждане могут обращаться в государственные организации и учреждения с заявлениями, предложениями не только на государственном, но и на русском языке. Свободно используется русский язык при бытовом и межличностном общении, при совершении религиозных и культовых обрядов.
Положение русскоязычных граждан законодательно не отличается от положения остальных жителей республики. Каких-либо явно дискриминационных законодательных актов в отношении русских или других национальных меньшинств в Узбекистане не принималось. Тем не менее происходит сокращение в стране русской диаспоры, которое идёт как за счёт быстрой естественной убыли, так и за счёт большой эмиграции, хотя определённая часть русских сумела адаптироваться к новым условиям и экономически, и социально. В среднем уровень эмиграции составляет порядка 16–17 тысяч человек в год.
← Назад | Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Очерки о путях познания Вселенной. В увлекательной, доходчивой форме с широким ...