Таджикистан / Таджикистан после 1991 года
Формирование к началу 1990-х годов антиправительственной оппозиции стало, во многом результатом поисков национальной идентичности; укрепления региональных элит с нереализованными политическими амбициями; общего ослабления центральной власти, опыта войны в Афганистане, столкнувшей участвовавших в ней таджиков с политическим исламом. Поиски идентичности шли рука об руку с возрождением традиций и прежде всего ислама. Не случайно ядром таджикской оппозиции стало исламское оппозиционное движение, которое позиционировало себя не только как религиозное, но и как социально-политическое. Появлению исламистского движения предшествовали сложные взаимоотношения ислама и государства в советский период. Для Советской власти было характерно двойственное отношение к исламу: с одной стороны, борьба с ним в рамках общей атеистической политики, а с другой, — признание за исламом роли важнейшего регулятора общественных отношений на Востоке. Советское руководство, которое вело борьбу с высоким исламом и исламской учёностью, покровительствовало официальному исламу — подконтрольному государству исламскому конформистскому духовенству. Особое ожесточение приобрела борьба с исмаилитскими религиозными авторитетами, не подчинявшимися тотальному контролю, что со временем (наряду с распространением образования, высоким уровнем зависимости населения Памира от государства) привело к широкому распространению атеизма среди жителей Горного Бадахшана.
Такого рода политика в религиозной сфере способствовала появлению так называемого народного ислама. Он представляет собой противоречивый, но внутренне устойчивый набор исламских и доисламских норм и обычаев, определявших частную жизнь жителей Таджикистана. «Народный» ислам с его полуграмотными муллами давал возможность быть коммунистами в общественно-политической жизни, но оставаться мусульманами в частной жизни. Именно он оказался наименее устойчивым к проповеди исламских радикалов, к потоку исламской литературы, хлынувшей из-за рубежа. Уже в 1970–1980-х годах начали свою деятельность подпольные группы на юге Таджикистана, которые занимались изучением и распространением ислама. Наиболее известна Молодёжная организация (создана в 1978 году). Её председателем был Саид Абдулло Нури.
III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года отменил ст. 6 Конституции Советского Союза. В августе 1990 года была образована Демократическая партия Таджикистана. В июне 1990 года в Астрахани состоялся съезд мусульман Советского Союза, в котором участвовали и делегаты из Таджикистана. На съезде была учреждена всесоюзная Исламская партия возрождения (ИПВ). Делегаты съезда Давлат Усмон и Саидиброхим Гадоев, вернувшись в Таджикистан, обратились в Верховный Совет Таджикской ССР с просьбой разрешить проведение региональной учредительной конференции Исламской партии возрождения. Однако Сессия Верховного Совета запретила деятельность ИПВ на территории республики как противоречащую конституции и закону «О свободе совести в Таджикской ССР», согласно которому религиозным организациям запрещалось участвовать в политической деятельности.
Несмотря на запрет, инициативная группа провела учредительную конференцию 6 октября 1990 года в мечети Чортут Ленинского района. В соответствии с постановлением Верховного Совета «О пресечении деятельности партий и общественно-политических объединений, запрещённых законодательством Таджикской ССР» от 14 декабря 1990 года организаторы съезда были оштрафованы. В ноябре 1990 года ЦК КП Таджикистана выступил с заявлением «Об отношении к попытке создания таджикского отделения всесоюзной Исламской партии возрождения вопреки решению третьей сессии Верховного Совета республики и о её запрете». Тем самым режим продемонстрировал потерю рычагов управления политико-религиозными процессами.
9 сентября 1991 года Таджикистан провозгласил государственную независимость. В условиях политического хаоса региональные элиты начали борьбу за власть и обратились к партиям как средству политической мобилизации и борьбы. В этот период Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) получила поддержку части региональной элиты, а также духовенства, слоев, связанных с торговлей и посреднической деятельностью. Знаком начавшегося конфликта стали многодневные митинги. Под давлением митингующих 22 октября 1991 года Верховный Совет принял закон «Об отмене некоторых актов Верховного совета республики Таджикистан по вопросам партий религиозного характера» и дал разрешение на регистрацию ИПВТ, легализовав тем самым исламское движение в Таджикистане.
Первый съезд независимой ИПВТ состоялся 26 октября 1991 года Председателем партии был избран М. Химматзода, заместителями — Д. Усмон и С Гадоев.
Вооружённые столкновения, которые начались на юге Таджикистана в мае 1992 года, переросли в гражданскую войну, разделившую республику на два лагеря: сторонников правительства и демоисламской оппозиции. Политический союз демократов и исламистов является уникальным в постсоветской истории Центральной Азии.
25 августа 1991 года Верховный Совет Таджикистана, вслед за неудавшейся попыткой путча в Москве проголосовал за национализацию активов КПСС. 29 августа Коммунистическая партия Таджикистана заявила о своём выходе из КПСС. 1 сентября коммунистический лидер Кахар Махкамов оставил пост Первого секретаря в пользу председателя Верховного Совета Кадриддина Аслонова. 9 сентября 1991 года Республика Таджикистан провозгласила независимость. Уже 22 сентября Аслонов своим указом запретил деятельность Коммунистической партии на территории страны, несмотря на то, что она была переименована в Таджикскую социалистическую партию днем раньше. Но 23 сентября указ был отменен, а Аслонов ушёл в отставку. Его преемником стал бывший Первый секретарь КПТ Рахмон Набиев. Поскольку оппозиция — ИПВТ, Демократическая партия Таджикистана, националистическое движение «Растохез» («Возрождение») и региональное движение «Лаъли Бадах-шон» («Независимый Бадахшан») — продолжала демонстрации, 6 октября Набиев подал в отставку и назначил дату проведения президентских выборов. Выборы прошли 24 ноября 1991 года Набиев набрал 58 % голосов. Его основной соперник, представитель ДПТ, Давлат Худоназаров получил, по официальным данным, 31 % голосов. Проиграв выборы, лидеры демоисламского блока объявили себя оппозицией.
21 декабря 1991 года Таджикистан вступил в Содружество Независимых Государств.
В январе 1992 года Набиев назначил Акбара Мирзоева премьер-министром.
В марте 1992 года Максуд Икрамов, один из лидеров ДПТ и мэр Душанбе был арестован по обвинению во взяточничестве. Этот акт властей вызвал массовые протесты оппозиции, организовавшей митинги на площади Шахидон в Душанбе с 26 марта по 23 апреля и с 25–26 апреля по 5 мая 1992 года. Параллельно на площади Озоди проводили многодневный митинг проправительственные силы. Набиев, озабоченный обострением противостояния, получил согласие Верховного Совета на введение шестимесячного прямого президентского правления и поддержал создание таджикской «национальной гвардии». В ответ лидер ДПТ Шодмон Юсуф обвинил Набиева в стремлении к продлению тоталитарной формы правления и потребовал создания Временного госсовета.
22 апреля 1992 года ушёл с поста председателя Верховного Совета Сафарали Кенджаев, известный как сторонник жёстких политических методов борьбы. Его восстановление в должности 3 мая 1992 года вызвало новую волну протестов, включая демонстрацию 5 мая, в которой приняло участие до 100 тысяч человек.
Ситуация складывалась явно не в пользу властей, которые были вынуждены согласиться на формирование правительства национального согласия с участием представителей оппозиции. ИПВТ и ДПТ получили 8 из 24 министерских портфелей. Так, впервые на постсоветском пространстве исламская партия вошла в официальные структуры. Представитель ИПВТ Д. Усмон был назначен заместителем премьер-министра. Было также решено сформировать временный законодательный орган (Манджлис), вслед за чем будут проведены выборы в постоянный парламент на основе принципа многопартийности.
Местная элита в Ленинабаде и Кулябе отказалась признать соглашение. Вооружённые столкновения, начавшиеся в Кулябе и Курган-Тюбе, вскоре распространились по всей стране. 30 августа премьер-министр Мирзоев был вынужден подать в отставку. 7 сентября президент Набиев также был вынужден подать в отставку, после того как силы оппозиции захватили его в ходе вооружённого столкновения в Душанбинском аэропорту. После этого Набиев фактически находился под домашним арестом. 24 сентября и.о. главы государства председатель Верховного Совета Акбаршо Искандеров предложил пост премьер-министра выходцу из Худжанда Абдумалику Абдулладжанову, но конфликт уже приобрёл неконтролируемый характер.
В Кулябе, испытывавшем наибольшее давление со стороны оппозиции, было создано народное ополчение во главе с Сайгаком Сафаровым — Народный фронт. В начале октября силы Народного фронта, выступавшие под коммунистическими лозунгами, пытались захватить столицу, контролировавшуюся в тот момент силами демоисламской оппозиции. Надо отметить, что с победой Народного фронта многие связывали надежды на возвращение к спокойному и стабильному существованию. Далеко не все население Таджикистана сочувствовало оппозиционерам. Исламисты воспринимались большей частью городского светского населения как фактор архаизации общества, как стремление вытолкнуть Таджикистан в ареал менее развитых мусульманских государств. Идеология таджикских демократов, которые на деле представляли собой националистов, отталкивала не только нетаджикские этносы, но и многих таджиков, воспитанных на лозунгах интернационализма. И наконец, именно силы оппозиции население винило в развязывании кровавой бойни. Действия оппозиции фактически резко снизили планку общественного сопротивления насилию против политических оппонентов и представителей «чужих» регионов.
При поддержке российской 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в Таджикистане, а также узбекской общины и при помощи Узбекистана Народный фронт наносил удары по вооружённым отрядам оппозиции. Оппозиционные силы, в основном, были вынуждены переместиться к афганской границе, и их деятельность была ограничена территориями, которые Народный фронт так и не смог завоевать: Каратегин, Гарм, Припамирье и Горно-Бадахшанскую автономную область. В этих условиях часть местных жителей бежала в соседний Афганистан.
В ноябре 1992 года в Худжанде собрался на сессию единственный остававшийся легитимным орган республики — Верховный Совет. 19 ноября Председатель Верховного Совета А. Искандаров ушёл со своего поста, уступив его лидеру пронабиевских сил в Кулябе Эмомали Рахмонову (с 22 марта 2007 года — Эмомали Рахмон). Президентская форма правления была заменена на парламентскую, в рамках которой глава законодательного органа считался также главой государства. Премьер-министр Абдулладжанов сохранил свой пост, но из кабинета были удалены все представители оппозиции. 3 апреля 1993 года лидер ДПТ Максуд Икрамов вновь был смещён с поста мэра Душанбе, на который он во второй раз был назначен в конце 1992 года. 11 апреля 1993 года от инфаркта умер бывший президент Набиев. 27 апреля Верховный Совет РФ проголосовал за отправку в Таджикистан российских миротворческих сил в рамках санкционированной СНГ миротворческой операции. Основу коллективных миротворческих сил (КМС) составили военнослужащие 201-й МСД. К ним присоединились символические контингенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
21 июня 1993 года Верховный Совет запретил деятельность четырёх оппозиционных политических объединений: ИПВТ, ДПТ, движений «Растохез» и «Лаъли Бадахшон», обвинив их в участии в политических убийствах, похищении людей и восстании. К этому моменту проправительственные силы восстановили контроль над большей частью страны и многие оппозиционные лидеры, прежде всего исламисты, вынуждены были отправиться в эмиграцию в Афганистан и другие мусульманские государства. Конфликт продолжался в приграничных районах, поскольку происламские силы получали поддержку от афганских боевиков.
В июне 1993 года в Афганистане была создана Объединённая оппозиция, куда вошли ДПТ и Движение исламского возрождения Таджикистана, сменившее в эмиграции ИПВТ. На территории Афганистана были созданы учебные лагеря таджикской оппозиции. В организационном отношении силы оппозиции были сформированы в четыре фронта общей численностью до 9 тысяч человек. На территории Таджикистана главные силы оппозиции численностью до 3 тысяч человек находились в Каратегинской долине.
Премьер-министр Абдулладжанов ушёл в отставку 19 декабря 1993 года. Его преемником стал его заместитель — Абдуджалил Самадов. Вслед за этим в Москве (5–19 апреля 1994 года) под эгидой ООН начались мирные переговоры между правительством и Объединённой таджикской оппозицией (ОТО), несмотря на убийство в марте 1994 года заместителя премьер-министра Моеншо Назаршоева, который должен был возглавить правительственную делегацию. В ходе переговоров было принято решение сотрудничать в области помощи беженцам и вести борьбу только «политическими мерами». Несмотря на это, военные столкновения в приграничных с Афганистаном районах продолжались. Проводившиеся в дальнейшем под эгидой ООН переговоры в Тегеране (Иран) привели к подписанию 18 сентября 1994 года соглашения о прекращении огня, но без каких-либо уступок правительства оппозиции. Соглашение мало способствовало прекращению столкновений. Между тем 20 июля 1994 года проект новой «президентской» конституции был одобрен Верховным Советом, потребовавшим одобрения Основного Закона на всенародном референдуме и проведения осенью президентских выборов.
6 ноября 1994 года в Таджикистане состоялось голосование по проекту конституции и президентские выборы. Оба голосования были бойкотированы ИПВТ и ДПТ, хотя некоторые оппозиционные светские партии поддержали кандидатуру бывшего премьер-министра Абдулладжанова. В соответствии с официальными данными за конституцию проголосовало более 90 % избирателей, пришедших на избирательные участки, а президент Рахмонов получил 58 % голосов избирателей, в то время как Абдулладжанов получил 35 % голосов. Оппозиция открыто утверждала, что результаты голосования были фальсифицированы. 3 декабря 1994 года Джамшед Каримов снова (после 1992 года) был назначен премьер-министром.
26 февраля и 12 марта 1995 года состоялись выборы 181 депутата в новую Верховную Ассамблею, но они были бойкотированы большинством оппозиционных партий.
Несмотря на присутствие в Таджикистане с декабря 1994 года миссии наблюдателей ООН, в чью задачу входило фиксировать соблюдение соглашения о прекращении огня, столкновения между правительственными и оппозиционными силами продолжались. В апреле 1995 года произошло крупное столкновение в Горно-Бадахшанской области между правительственными войсками и российскими миротворцами, с одной стороны, и отрядами ИПВТ, действующими совместно с бадахшанскими сепаратистами — с другой. Эскалация конфликта в начале 1996 года вынудила президента Рахмонова провести реорганизацию кабинета: в начале февраля на посту премьер-министра Каримова сменил Яхья Азимов, а Махмадсаид Убайдуллаев был уволен с должности первого заместителя премьер-министра.
Захват Кабула талибами в сентябре 1996 года стал поводом к активизации миротворческих усилий. Новые переговоры между правительством и оппозицией начались в октябре 1996 года. Встреча 10–11 декабря между Рахмоновым и Нури привела к заключению соглашения о прекращении огня и решению продолжить переговоры позже в Москве. 23 декабря 1996 года Рахмонов и Нури в Москве подписали соглашение о создании временной Комиссии по национальному примирению (КНП), которую должен был возглавить представитель Объединённой Таджикской Оппозиции (ОТО). Задачей КНП стала интеграция оппозиции в мирную жизнь и реформа избирательного законодательства. В соответствии с подписанными соглашениями представители оппозиции должны были быть включены в исполнительные органы власти, как на общегосударственном, так и на местном уровне, а также в структуры правопорядка. Комиссия должна была прекратить работу после формирования нового состава парламента.
← Назад | Таджикистан после 1991 года | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Таджикистан в древности и Средние века
- Таджикистан в XIII–XIX веках
- Таджикистан в составе Российской империи
- Таджикистан в составе СССР
- Таджикистан после 1991 года
- Таджикистан после 1997 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Монография содержит оригинальные разработки автора на основе развития и ...
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более ...
Автор рассказывает о смене сезонных явлений, описывая незабываемые картины ...